Найти в Дзене
Цитаты истории

Даниил Хармс: Судьба гения-хулигана, который поплатился за антисоветскую литературу

Начать с того, что Даниил Хармс принадлежал к сообществу творческих людей, которые называли его ОБЭРИУ. Люди, входящие в объединение, подробно рассказывали о себе и своем творчестве, но никогда и нигде не объяснили, что означает данная аббревиатура. Когда у них просили разъяснения, то всегда получали ответ – «Потому что кончается на у». ОБЭРИУ Был даже создан манифест обэриутов, где все сводилось к тому, что культура, которая создавалась веками, устарела, и члены данного сообщества решили создать новую. Даниил Хармс, на самом деле, родился Даниилом Ювачёвым. Но как только он занялся сочинением своей поэзии, то задумался о том, чтобы взять себе псевдоним. Так он и стал Хармсом. Его кумирами были – Казимир Малевич, Велимир Хлебников, Алексей Крученых. Эти люди выдавали в мир необычные произведения различного искусства, которые не были доступны большинству для понимания. Сами они называли это – «заумь». Спектакль «Три левых часа» В Ленинграде в 20-е годы все бунтари от искусства, подобные
Оглавление

Начать с того, что Даниил Хармс принадлежал к сообществу творческих людей, которые называли его ОБЭРИУ.

Люди, входящие в объединение, подробно рассказывали о себе и своем творчестве, но никогда и нигде не объяснили, что означает данная аббревиатура. Когда у них просили разъяснения, то всегда получали ответ – «Потому что кончается на у».

ОБЭРИУ

Был даже создан манифест обэриутов, где все сводилось к тому, что культура, которая создавалась веками, устарела, и члены данного сообщества решили создать новую. Даниил Хармс, на самом деле, родился Даниилом Ювачёвым. Но как только он занялся сочинением своей поэзии, то задумался о том, чтобы взять себе псевдоним.

Так он и стал Хармсом. Его кумирами были – Казимир Малевич, Велимир Хлебников, Алексей Крученых. Эти люди выдавали в мир необычные произведения различного искусства, которые не были доступны большинству для понимания. Сами они называли это – «заумь».

Спектакль «Три левых часа»

В Ленинграде в 20-е годы все бунтари от искусства, подобные Хармсу, собирались в Доме печати. Заболоцкий, Введенский, Бахтерев, как и Хармс, а также другие именно здесь и создали свое ОБЭРИУ

-2

В 1928 году они задумали провести литературный вечер, развесили не только афиши, но и пустили по городу человека с рекламой, похожего на тех, что сейчас ходят по улицам.

На холсте, который был надет на этого гражданина в виде пальто, было написано много странных слов, но главное, что там утверждалось, что дважды два пять. Обэриуитам вначале казалось, что зал будет пуст, но они ошиблись – реклама все же сделала свое дело.

Вообще-то они собирались выйти на сцену «хором», и читать каждый свою часть текста. Когда люди уже в нетерпении ждали необычного выступления, молодые люди выяснили, что текст так никто из них написать и не удосужился. Поэтому они просто толкнули на сцену Хармса, сказав, что он может читать все, что ему будет угодно.

-3

Даниил очень странно выглядел, читал странные стихи, и вдруг заявил зрителям, что им не мешало бы отправиться в центр города, где еще один член их сообщества как раз сейчас на улице читает свои произведения. Поэты и писатели откровенно хулиганили на сцене, но зрителям все понравилось.

Травля

Этот спектакль не остался незамеченным, и на другой день все началось со статьи в популярной газете.

Далее многие писали на выступление жесткие критические высказывания, все сошлись на том, что обэриуты – это не просто хулиганы, прививающие публике пошлый вкус, но их можно сравнить даже с врагами, которые вредят советскому обществу. Закончилось существование сообщества в 1931-м году, когда были арестованы и Хармс, и Бахтерев, и Введенский.

Конечно, предлог для их задержания был надуманным, но все дело было в том, что у молодого советского государства была собственная культурная политика, и Хармс с друзьями в нее никак не вписывались.

-4

Итог жизни

Чтобы зарабатывать какие-то деньги, Хармс занялся детской литературой. Он писал стихи, выпускал книжки, а в результате оказался в лагере, за антисоветскую литературу. Правда, после ему изменили приговор, и сослали в Курскую область, но все это сломало поэта-весельчака. Он вернулся из ссылки, все еще продолжал сочинять, но печатать это никто не хотел.

Он с трудом протянул до 1939-го, когда в мире началась война. Чтобы его не отправили на фронт, Хармс даже симулировал психическое расстройство. А когда на вечеринке во всеуслышанье заявил, что СССР проиграл войну в первый же день, сразу оказался в тюрьме, где и умер в больнице из-за недостатка питания.