– Если совесть тебя не укоряет – нужно ли вымучивать из себя что-то. Стыдно говорить, что я не вижу за собой греха. Может быть, в этом и грех, что я не вижу греха?
Отец Андрей:
– Вот меньше всего нужно из себя что-то «вымучивать» ...
Конечно, можно докопаться... Вот если копать в одном месте, обязательно до чего-то докопаешься. Правда, копать нужно долго и глубоко. Но будет что-нибудь... Непременно. Или нефть, или золото, или никель с вольфрамом или что-то еще... Правда, и копать нужно долго и глубоко... И вопрос – тебе это надо?
Так и человек. Если он будет копаться в себе – он обязательно до чего-то докопается. Только вопрос – нужно ли ему докапываться, вымучивать из себя это? Я думаю, что – нет. Но – опять-таки – это я так думаю. Есть священники, которые скажут – да как это – нет?
Вот вы дальше говорите – стыдно сказать, что я не вижу за собой греха. Может быть в этом и грех, что я за собой греха не вижу?
Вот мы и закольцевали ситуацию. Я грешна, потому что не вижу за собой греха... Можно вот в этом колесе и крутиться как белка много лет. Многим это нравится.
Грешен в том, что не вижу своих грехов. В общем-то правильная фраза – «Грешен – но не вижу в чем. Вот в этом и грешен».
Знаете, есть здесь такая опасность...
Вот живут забубенные грешные люди, которые действительно не видят своих грехов, хотя, очевидно, что грешат. Например, разговаривать не могут нормально. У них на два нормальных слова – четыре матерных. Но они при этом не чувствуют себя грешниками. Или вот – где встал, там и своровал. И говорит – а чего такого-то? Так все делают. Таким людям, конечно, нужно, чтобы как-нибудь Господь открыл им глаза на то, что они грешники. Но вот из среды воцерковленных людей... Люди озабочены этим поиском – ну что там такое еще есть во мне, чего я не вижу. Я не вижу в этом необходимости. Не всем это нужно. И вот эта закольцованность в тематике греха – я грешен – потому что не вижу своих грехов и в этом нужно покаяться... Получается какой-то заколдованный круг. И мы тратим время, тратим силы, тратим нервы на то, чтобы бегать по этому кругу.
Я повторяю – это мое мнение. Некоторые священники прочитают что-то аскетическое в этом смысле – и говорят – а вот так, оказывается, надо исповедоваться. И требуют от себя или от прихожанина своего, чтобы он вот залез в глубину эту, в адскую бездну своего сердца. Прямо спустился в эту шахту сердечную и всех чудовищ оттуда повынимал. Прямо сегодня. А если он этого не делает – то он грешник.
Но я вот думаю, что это опасное занятие. И далеко не все способны этим заниматься.
Вы спрашиваете еще далее... Это гордость или копание в себе? Сколько раз эти мысли надо исповедовать? Что с этим делать?
Да ничего с этим, как мне кажется, не надо делать. Потому что это опасно. Вот приходит, скажем, на исповедь человек. А я же не больной на голову, я же понимаю, что я – человек, где встал, там и согрешил. Вот что-то, например, подумал... Летом думаешь одно, зимой другое. Летом думаешь: и чего они все так пораздевались? Жарко что ли так? Прямо голые ходят. А зимой думаешь: классная шуба – надо жене такую купить. Ну понятно, что согрешил – и в первом случае, и во втором. Ну и так далее... Что-то подумал, что-то сказал...
А с едой, сколько мы там согрешаем. Обжираясь сверх сытости. Потребляя Божии продукты даже без нужды. Даже голод еще не чувствуем, но едим...
А с молитвой – вообще завал на самом деле. Где эта молитва? Иногда – есть, а иногда – нет.
И я же понимаю это. Понимаю, что грешу. Но я и понимаю, что я не должен это постоянно рассказывать. Потому что, если я начну это каждый раз на исповеди рассказывать, то уже на втором разе будет всем понятно, что я чем-то не тем занимаюсь. Будет понятно, что я забуксовал. В какую-то колею заехал и не могу выехать. И буду ехать по этой колее всю жизнь. И буду рассказывать на исповеди каждый раз про себя длинные истории. О том, что я согрешил глазами, согрешил ушами, согрешил языком... Бровями согрешил, пальцами согрешил, брюхом согрешил. Это бесконечность какая-то. И причем – дурная бесконечность. И мне кажется, что нужно этого избегать. Потому что у тоже же святого Игнатия, на которого любят ссылаться наши полумонашеские благочестивцы – есть такие слова – тонкое исследование грехов не всем полезно. Есть люди – и их большинство, которым нужно верой в Божию благодать отсекать от себя, как мечом, насколько возможно далеко всю эту массу этих тонких помыслов.
Потому что если ты начнешь в них разбираться, то ты повредишься умом.
Кстати говоря, это очень большая опасность для верующего человека – повредиться умом. Именно от этих тонких изысканий в области греховных микробов. Это же микробы настоящие. Ты туда посмотришь. Мама, мия! Да там кишмя-кишит этих микробов. В одной капле воды – целая вселенная. И все микробы. И начинаешь с ними разбираться.
Я бы очень не хотел, чтобы вся наша жизнь заключалась именно в этом. Я чувствую, что в этом есть какая-то большая ошибка. Должно быть место для благодарения, для утешения. Не зря же Дух Святой назван Утешителем. Он что-же не работает? Он же долен утешать нас? Потому что мы иначе заболеем от погружения в эту мелкую микрофлору греховную.
Но вопрос этот очень сильно зависит от священника.
Здесь нет утверждения, что я полностью прав, а кто-то полностью не прав. Нет. Мы разные. Кому-то нужно записочки писать. Кому-то нужно долго рассказывать. Кому-то нужно одно и то же говорить каждый день. Пока он не поймет, наконец, что он не то что-то делает. Кому-то нужно по-простому. Кому-то нужно по сложному. У всех все по-разному. Поэтому и священников так много, и они все такие разные.
Так что однозначного ответа я вам на ваш вопрос не дам.
Но вот то, что не нужно «вымучивать» из себя что-то – мне кажется не нужно.
Что-то вымучается не то, что нужно.