Найти в Дзене
Интересно о Китае

Как я обучалась пекинской опере в Китае. Часть 2

Первая часть рассказа: Мы занимались один раз в неделю по вторникам с 18:00, репетиции могли длиться до 21:00. Обязательно брали с собой термос с горячей водой, чтобы разогревать горло перед пением. Первые занятия будто погрузили меня в некий "институт благородных девиц", потому что наша преподавательница Чжан Юэ учила нас, как красиво и женственно стоять и сидеть, неважно, находимся мы в данный момент на сцене или где-то в зале. Она говорила: Вы - актрисы, на вас постоянно смотрят. Вы в любой момент должны выглядеть идеально. Особое внимание уделялось выразительности взгляда. В пекинской опере взгляд актёра играет очень большую роль, ведь на лицо наносится довольно плотный и яркий грим, превращающий всё лицо в подобие маски. Чтобы маска "ожила", нужно очень выразительно играть глазами. Вот, что говорила Чжан Юэ: Не забывайте о выразительности ваших лиц, это всегда первостепенно. Ваши глаза должны точно передавать эмоции, улыбайтесь глазами, сердитесь глазами, смущайтесь глазами, зрит

Первая часть рассказа:

Мы занимались один раз в неделю по вторникам с 18:00, репетиции могли длиться до 21:00. Обязательно брали с собой термос с горячей водой, чтобы разогревать горло перед пением.

Первые занятия будто погрузили меня в некий "институт благородных девиц", потому что наша преподавательница Чжан Юэ учила нас, как красиво и женственно стоять и сидеть, неважно, находимся мы в данный момент на сцене или где-то в зале. Она говорила:

Вы - актрисы, на вас постоянно смотрят. Вы в любой момент должны выглядеть идеально.
Одну ногу вперед, другую завести назад, руки согнуть в локтях и запястьях, сложить их на талии, грудь вперёд. Фото из личного архива.
Одну ногу вперед, другую завести назад, руки согнуть в локтях и запястьях, сложить их на талии, грудь вперёд. Фото из личного архива.
Когда нас учили правильно сидеть, я не делала фотографии, поэтому отыскала похожий вариант в интернете. Нам говорили, что одна нога должна быть заведена за другую, но при этом не как здесь "ногу на ногу", просто ноги соединены, левая ступня чуть вперед, правая позади неё
Когда нас учили правильно сидеть, я не делала фотографии, поэтому отыскала похожий вариант в интернете. Нам говорили, что одна нога должна быть заведена за другую, но при этом не как здесь "ногу на ногу", просто ноги соединены, левая ступня чуть вперед, правая позади неё

Особое внимание уделялось выразительности взгляда. В пекинской опере взгляд актёра играет очень большую роль, ведь на лицо наносится довольно плотный и яркий грим, превращающий всё лицо в подобие маски. Чтобы маска "ожила", нужно очень выразительно играть глазами. Вот, что говорила Чжан Юэ:

Не забывайте о выразительности ваших лиц, это всегда первостепенно. Ваши глаза должны точно передавать эмоции, улыбайтесь глазами, сердитесь глазами, смущайтесь глазами, зритель прочувствует вашу игру только через ваш взгляд. Никогда не расслабляйтесь на репетициях, вы должны привыкнуть к выразительности и "включать" ее всегда, когда отрабатываете тот или иной отрывок оперы. Вы только представьте: когда на вас нанесут грим и наденут парик, верхняя часть лица приподнимется под углом, и если вы будете не достаточно выразительны, зритель вам не поверит. Вы будете просто бездушной разукрашенной куклой. Помните про игру глаз, помните о выразительности. Это важно.
Вот и сама Чжан Юэ
Вот и сама Чжан Юэ
Наши преподаватели Лю Цзя (слева) и Ван Цинь (справа). Обратите внимание на глаза Вана, только они способы под таким гримом передать эмоции
Наши преподаватели Лю Цзя (слева) и Ван Цинь (справа). Обратите внимание на глаза Вана, только они способы под таким гримом передать эмоции

Ария "Служанка Хун", которую мы разучивали, весьма эмоциональная и энергичная. Чтобы нам было проще, нам партию подсократили и убрали некоторые, по мнению преподавателей, сложные движения (служанка Хун в пьесе выступает с доской для игры в вэйци (они же го, облавные шашки)). Тем не менее, осталось много "игр глазами" и изящных движений руками, об этом расскажу в следующей части. Не пропустите!

Чжан Юэ в образе служанки Хун с доской для игры в вэйци.
Чжан Юэ в образе служанки Хун с доской для игры в вэйци.