Найти тему
Kuro Movie House

Удалённые сцены фильма «Я – легенда», которые меняют всё

Оглавление

Экранизация одноимённого романа Ричарда Мэтисона 1954 года, снятая Фрэнсисом Лоуренсом, имела большой успех и собрала по всему миру более $585 миллионов. Уилл Смит находился на пике своей карьеры звезды боевиков, опираясь на заслуженный успех, который он закрепил в 90-х благодаря таким фильмам, как «Люди в чёрном» и «День независимости». В общем, это было удачное слияние творческих сил. Роман Мэтисона считается одним из лучших достижений научной фантастики (он был несколько раз адаптирован, в том числе в фильме Бориса Сагала «Человек Омега»), а Смит как нельзя лучше подходит для такой тяжёлой, мрачной научной фантастики.

Уилл Смит и Эбби | «Я – легенда», 2007 (Warner Bros.)
Уилл Смит и Эбби | «Я – легенда», 2007 (Warner Bros.)

К сожалению, «Я – легенда» лишь изредка заигрывает с величием, к которому он был так близок. Адаптация любого романа – это сложная задача. Сокращение и сохранение – трудный выбор, который необходимо сделать, чтобы приспособить написанное слово к визуальным средствам. «Я – легенда», в свою очередь, столкнулся со значительными трудностями, пожертвовав глубокими темами исходного материала ради более обычного блокбастерного духа, включая концовку, которую многие считают возмутительно плохой и необоснованной (не без причины).

Если бы эти девять удалённых сцен были включены в фильм, есть большая вероятность, что сегодня «Я – легенда» смотрелся бы лучше. Начиная от альтернативной концовки и заканчивая падением персонажа, эти сцены придают текстуру экранизации Лоуренса, приближая её к сердцу оригинального романа.

Добро пожаловать и приятного просмотра!🖤

Альтернативная концовка

Дэш Майок и Джоанна Нумата | «Я – легенда», 2007 (Warner Bros.)
Дэш Майок и Джоанна Нумата | «Я – легенда», 2007 (Warner Bros.)

Альтернативная концовка фильма «Я – легенда» значительно меняет тематический резонанс фильма. На самом деле, дополнительные удалённые сцены, похоже, были вырезаны в основном из-за изменённого финала фильма. В лучшей, вырезанной концовке Роберт Невилл в исполнении Уилла Смита остаётся в живых. Когда Тёмные Искатели кишат в подвале, Невилл осознаёт их врождённую человечность. Он возвращает похищенного ранее в фильме Тёмного Искателя и меняет свою точку зрения. Это более жёсткая, более сложная концовка, которая лучше соответствует богатой моральной сложности оригинального романа Ричарда Мэтисона.

Невилл долгое время считал себя одиноким выжившим после смертельной пандемии. Зомбиподобные Тёмные Искатели, по его мнению, были препятствиями, чудовищными существами, которых нужно было просто убивать и убивать.

Театральная концовка подтверждает точку зрения Невилла. В традиционной голливудской манере Невилл успешно разрабатывает лекарство и жертвует собой в буквальном смысле слова, позволяя Анне (Алиси Брага) сбежать с лекарством. Невилл ничему не учится. Тёмные Искатели превращаются в монстров, нуждающихся в лекарстве. Ролл-титры...

Захваченный Тёмный Искатель

«Я – легенда», 2007 (Warner Bros.)
«Я – легенда», 2007 (Warner Bros.)

В альтернативной концовке «Я – легенда» Невиллу подсказывают, что нужно вернуть захваченную самку Тёмного Искателя в орду, когда вожак пытается нарисовать бабочку на стекле в подвале Невилла. Узнав подсказку, Невилл вспоминает татуировку бабочки, которую он набил в этой удалённой сцене. В этот момент Невилл понимает, что он не является целью. Вместо этого орда просто пришла освободить захваченного товарища.

Из театральной версии фильма, естественно, вырезали предыдущее признание Невилла о татуировке бабочки. Хотя в этой версии в треснувшем стекле появляется бабочка, всё заканчивается тем, что Невилл бросается с гранатой навстречу орде. Однако в контексте альтернативной концовки эта ранняя сцена подчёркивает растущее сомнение Невилла в том, что Тёмные Искатели – просто монстры. Татуировка в виде бабочки на женщине Тёмного Искателя особенно подчёркивает основные темы Ричарда Мэтисона. Реликвия врождённой человечности Тёмных Искателей, она вызывает у Невилла переход от уничтожения к сочувствию.

Тёмные Искатели расставляют ловушки

Алиси Брага | «Я – легенда», 2007 (Warner Bros.)
Алиси Брага | «Я – легенда», 2007 (Warner Bros.)

Уилл Смит и Алиси Брага обладают удивительной химией. Зрители могут не заметить этого по театральной версии фильма, где Анна в исполнении Браги появляется слишком поздно в «Я – легенда». Но, как показывают вырезанные сцены, эти двое последовательно усиливают эффект от картины, поражая суть того, что заставило оригинал Ричарда Мэтисона стать одним из лучших научно-фантастических романов.

В одной из вырезанных сцен вскоре после первой встречи Анны с Невиллом они ведут продолжительный разговор на кухне, пока спутник Анны Итан (Чарли Тахэн) отдыхает. Они обсуждают природу пандемии, Тёмных Искателей и вскоре переходят к ранению Невилла. Невилл говорит о том, что его ранили в ловушке, и Анна предполагает, что Тёмные Искатели могли специально подстроить её.

Это откровение повышает уровень интеллекта Тёмных Искателей. До сих пор Невилл считал их чудовищными ничтожествами, оболочками насилия, лишёнными подлинного когнитивного мышления. Утверждая, что они способны ставить ловушки, Анна ускоряет сдвиг в сознании Невилла. Иными словами, Тёмные Искатели не так уж сильно отличаются от людей, на которых они охотятся.

Метрополитен-музей

Уилл Смит и Эбби | «Я – легенда», 2007 (Warner Bros.)
Уилл Смит и Эбби | «Я – легенда», 2007 (Warner Bros.)

В одной из вырезанных сцен в конце фильма Анна, Невилл и Итан посещают Метрополитен-музей, в частности, экспозицию «Храм Дендура». В театральной версии фильма было удалено несколько таких сцен, почти все из которых подчеркивали развивающиеся характеры Анны и Невилла. Временами эти вырезанные сцены имеют ритм легкомысленного апокалиптического роуд-муви, и это так же восхитительно, как и звучит.

На выставке Невилл и Анна разговаривают, пока Итан плавает с рыбами. Они задаются вопросом (основываясь на предыдущем разговоре на кухне), стали ли Тёмные Искатели умнее. Не эволюционировали ли они по-своему, став более развитыми и способными выживать самостоятельно.

Пока разговор заходит в тупик, Невилл подбрасывает немного корма рыбам в пруду. Они барахтаются, и Итан замечает, что ему холодно. Это побуждает Невилла вспомнить о захваченном Тёмном Искателе. Предполагая, что вирус может быть чувствителен к холоду, Невилл приходит к выводу, что для того, чтобы лекарство оказалось эффективным, ему необходимо понизить температуру. С глубокими последствиями как для театральной, так и для альтернативной концовки, это лучше заполняет пробелы в том, как именно Невиллу удалось разработать мнимое лекарство.

Анна и Невилл спорят о Боге

Алиси Брага | «Я – легенда», 2007 (Warner Bros.)
Алиси Брага | «Я – легенда», 2007 (Warner Bros.)

Как уже отмечалось, в фильме есть несколько вырезанных сцен, которые расширили отношения Анны и Невилла в «Я – легенда», включая сцену совместного вождения автомобиля, которая внесла свой вклад в хаос, вызванный съёмками в Нью-Йорке. В конце фильма, перед кульминационным нападением, Анна и Невилл ведут жаркую дискуссию о природе и самом существовании Бога. Разговор перетекает из одной темы в другую, исследуя диаметрально разные подходы Анны и Невилла к их общему апокалипсису.

Их спорные дебаты, получившие глубокий тематический резонанс в нескольких других вырезанных сценах, являются ещё одним доказательством того, что альтернативная концовка была не просто правильным решением, а сценой, к которой, казалось бы, и шёл фильм. После того, как вся фактура и проработка характеров были вырезаны, фильму «Я – легенда» оставалось лишь ослеплять зрителей эффектами и высокооктановым экшеном. И хотя аудитория для него, безусловно, найдётся, разговор Анны и Невилла, если бы он остался нетронутым, мог бы сместить «Я – легенда» скорее в сторону последней трилогии «Планеты обезьян», а не в сторону «Джона Картера».

Невилл открывает дверь

Уилл Смит | «Я – легенда», 2007 (Warner Bros.)
Уилл Смит | «Я – легенда», 2007 (Warner Bros.)

Кино – это визуальная среда. Самый простой кадр часто может сделать то, что не могут сделать тысячи слов. Вслед за альтернативной концовкой (и такой же вырезанной из театральной версии) «Я – легенда» делает остановку на экзистенциальной скорби и сожалении. Невилл, избавившись от Тёмных Искателей в своём подвале, выходит из дома с рассветом. Когда солнце взошло над головой и показался горизонт Нью-Йорка, Невилл сломался. В свежем свете дня он наконец-то может увидеть, что он сделал, и каким человеком он стал.

Осознав врождённую человечность Тёмных Искателей, Невилл начинает бороться с тем, что в течение многих лет убивал чьих-то матерей, отцов, детей или возлюбленных. Движимый лишь желанием выжить, Невилл никогда прежде не задумывался о всей тяжести своих поступков. Хотя признание Невилла здесь – лишь преддверие его грядущего преображения, оно лучше сочетается с тяжёлым, сложным этическим содержанием романа Ричарда Мэтисона. Другими словами, благодаря таким удалённым сценам, «Я – легенда» становится похожим на «Я – легенда», а не на сезонный блокбастер…

Время с Сэм в Центральном парке

Эбби | «Я – легенда», 2007 (Warner Bros.)
Эбби | «Я – легенда», 2007 (Warner Bros.)

Поклонники фильма «Я – легенда» и кинозрители в целом, вероятно, знают, что в нём показана одна из самых трагических смертей собак в истории кино. При всём том, что в фильме «Я – легенда» было сделано не так, как надо, в нём совершенно не было Сэм, немецкой овчарки Невилла и самой доброй девочки, которую когда-либо знал апокалипсис. После того как Сэм получает ранение и заражается вирусом, Невилл вынужден усыпить её. Это душераздирающая сцена, и Фрэнсис Лоуренс показывает её достаточно, чтобы почувствовать всю силу воздействия. Уилл Смит, со своей стороны, делает лучшую работу в своей карьере в это время, убивая единственного друга, который у него остался. Если вернуть вырезанную сцену, эта смерть могла бы быть ещё хуже.

В начале фильма Сэм и Невилл играют в Центральном парке. Сэм особенно нравится бабочка, она гоняется за ней по полю, подпрыгивая и лая, а Невилл смеётся вдалеке. Помимо того, что это ещё одна вставка мотива бабочки, этот момент необходим для последующего погребения Сэм. В театральной версии Невилл просто хоронит Сэм и идёт дальше. В контексте удалённой сцены зрители могут увидеть, как Невилл хоронит Сэм в том месте, где они играли ранее, что делает трагическую смерть ещё более душераздирающей.

Hugo Boss

Уилл Смит, Алиси Брага и Чарли Тахэн | «Я – легенда», 2007 (Warner Bros.)
Уилл Смит, Алиси Брага и Чарли Тахэн | «Я – легенда», 2007 (Warner Bros.)

Как уже отмечалось, в нескольких вырезанных сценах Невилл, Анна и Итан находятся в Нью-Йорке. Хотя обстановка Нью-Йорка в фильме, безусловно, захватывает, она ограничена некоторыми обычными постапокалиптическими нотами, а именно тем фактом, что всё выглядит, ну, постапокалиптическим. В то время как жителям города будет легче засечь узнаваемые места, обычным зрителям вскоре будет трудно отличить одну пустынную улицу от другой. Удалённые сцены с заходами в Метрополитен-музей и другие места, безусловно, лучше представляют Нью-Йорк, чем театральная версия.

Одна из таких остановок – у заброшенного магазина Hugo Boss. Там троица совершает небольшой легкомысленный шопинг, но когда Анна отходит, Невилл советуется с Итаном о том, способен ли он стрелять из пистолета. Как бы ни утверждалось в фильме, что Тёмные Искатели – настоящие монстры, такие моменты помогают утвердить человека в роли главного антагониста. Невилл без колебаний помогает Итану стать более похожим на себя, несмотря на праведные возражения Анны. Тематически это сильно, и это ещё раз подчёркивает растущий теологический раскол между тремя выжившими, что в театральной версии совершенно не очевидно.

Невилл ходит в церковь

Уилл Смит | «Я – легенда», 2007 (Warner Bros.)
Уилл Смит | «Я – легенда», 2007 (Warner Bros.)

В качестве кульминационного момента для полного изменения характера Невилла после альтернативной концовки, он посещает церковь. Возвращаясь к предыдущей сцене, когда он, Итан и Анна зашли в церковь, Невилл полностью переосмысливает существование Бога. Он рассказывает о мире, который он знал, и о мире, в который ему, Анне и Итану предстоит войти, полностью осознавая свою роль в нём и то, как он отвечал насилием на насилие. В предстоящем сиквеле, где ожидается возвращение Уилла Смита, эта сцена кардинально меняет то, к чему в итоге может прийти персонаж Невилла.

Ричард Мэтисон так и не написал продолжения оригинальной книги, поэтому, куда пойдёт сиквел, остаётся неясным. Однако если он последует альтернативной концовке, то возвращение Невилла к вере, в церковь и его осознание того, как лучше всего взрастить светлое будущее, будет иметь глубокие последствия и плодотворный материал для продолжения истории.

++++++++++++++++++++++++++

Благодарю за уделённое внимание!

Категорически приветствуются лайки и комментарии. Не бойтесь делиться своими мыслями под статьёй) Подписывайтесь на канал, если вам понравился этот уютный тёмный кинозал🖤