Найти в Дзене

Вот эта улица, вот этот дом(2)...

Этого дома уже нет. Садовая-Спасская 16. Моя иллюстрация.
Этого дома уже нет. Садовая-Спасская 16. Моя иллюстрация.

Прежде, чем начнем гулять по четной стороне улицы, поговорим о Большой Садовой. Здесь находилась слободская церковь Спаса Преображения, благодаря которой улица и получила свое название. Сохранились воспоминания И.Кондратьева в книге «Седая старина Москвы» о храме конца 19 века: «В последнее время церковь реставрирована, и при ней на средства фабриканта Фомичева построена новая прекрасная колокольня и повешены благозвучные колокола». Но полностью храм не исчез в 30-е годы 20 века. Около дома 15 по Большой Садовой, где стояла церковь, сохранился дом притча и ворота, а красивая ограда перенесена к храму Петра и Павла на Новую Басманную.

А на Садовой-Спасской опять забор. И опять чье-то ведомство (дом №2). Это особняк В.С. Казаковой, свадебный подарок чаеторговца С. В.Перлова своей дочери (это ему принадлежит домик «Китайская пагода» на Мясницкой). А.А.Остроградский и А.О.Гунст использовали систему параллелепипедов и кубических объемов как основу архитектурного замысла строения. Одним из украшений особняка являются стилизованные под лебедей кронштейны под крышей, их хорошо видно с улицы. По мнению профессионалов, особняк Варвары Сергеевны-один последних образцов модерна в Москве (1908 г.). Говорят, отлично сохранился внутренний интерьер, но подтверждения этому нет, внутрь никогда не пускают, что сегодня становиться не очень понятно, когда открывают для зрителей, хотя бы несколько раз в год, многие памятники в Москве. Слухи о прежних жильцах жильцах ходят разные. Один из самых фантастических- народный комиссар внутренних дел Николай Ежов.

Моя иллюстрация.
Моя иллюстрация.

Но еще более интересна история следующего здания, на котором крупными буквами написано «Полиграфический институт" (дом №6). Не поверите, но в его основе лежит особняк Саввы Ивановича Мамонтова, известного покровителя искусств и мецената, создавшего первую частную оперу в России. Дом был подарен в 60-е годы 19 века отцом Саввы на свадьбу сыну. Многое в доме перестраивалось, постепенно становясь настоящим семейным гнездом и культурным клубом. Не хватило бы места на фасаде особняка для мемориальных досок тем людям, которые здесь бывали: И.Е.Репин, В.М.Васнецов, В.Д.Поленов, В.А.Серов, К.А.Коровин, Ф.И.Шаляпин и многие другие. В 1899 году Мамонтов и его имущество было описано, а сам он пережил разорение и одиночество. Многие из тех, кому он помогал начать карьеру и стать известными, покинули его. Дом и необыкновенная коллекция пущены с молотка за бесценок. Сначала его купил некий Кудряшову Ф.Н., затем перепродал М.А. Страховой. Архитектор А.Н.Зелингсон, по заказу последней, почти уничтожил первоначальное строение и построил учебное здание. В нем стала работать частная гимназия. Год обучение в младших классах стоил 170 рублей, в старших- 270 рублей, это было немало. Здесь учились, например, актер Малого театра Анатолий Петрович Кторов, конструктор Александр Сергеевич Яковлев. Особенную известность гимназия приобрела в 1916 году, когда в одно из ее помещений переехал Московский шахматный кружок. В честь новоселья 13 сентября 1916 года знаменитый гроссмейстер А. А. Алехин дал сеанс одновременной игры на 37 досках. Впоследствии кружок собирался дважды в неделю — по понедельникам и пятницам с восьми вечера до часу ночи. После революции какое-то время дом использовали как школу, потом передали Полиграфическому институту. Как-то я специально записалась на занятие сюда, чтобы попасть внутрь. Одно разочарование –казенное учреждение. Но…. Если вы снова выйдете за ворота, пройдете по улице и повернете за угол, то увидите небольшое здание в русско-византийском стиле. Это флигель, построенный Мамонтовым по эскизам Врубеля и специально для Врубеля, в которой он жил и работал. Внутри сохранились отдельные детали интерьера. Возможно когда-нибудь мы их увидим. Всего несколько лет назад флигель занимал детский сад. Сегодня он на реставрации.

Моя иллюстрация
Моя иллюстрация

Далее по улице идет школа №53 (дом №8), построенная в 1936 годы, с углубленным изучением немецкого языка. Мой брат Саша и сестра Наташа посещали ее. Я тоже частенько бывала здесь в раннем детстве. Когда меня не с кем было оставить дома, сестра брала с собой. Я тихо сидела где-нибудь на задней парте. Чем была занята, не помню, но скучно мне не было. Свою маленькую племянницу Ирину, по той же причине, тоже брала с собой уже в свою школу. И знаете, что, дорогие товарищи, трудно представить, что это возможно в современной столичной школе сегодня. И еще несколько слов о школе. Ее архитектором был тот самый Душкин А.Н., который 15 лет спустя построит на другой стороне улицы высотку к юбилею Москвы. Проект школьного здания, скорее всего, было просто одним из первым московских заданий после переезда с Украины на работу в 3-ю мастерскую Моссовета. А как еще объяснить, что автор очень многих престижных проектов , таких как станций метро Сокол, Маяковского, Кропоткинская, Аэропорт, Детского мира на Лубянке, железнодорожного вокзала в Днепропетровске и многих другие, лауреат трех Сталинских премий, занимался столь простым проектом. В последние годы школа, как и другие московские школы, с кем-то как-то объединилась и стала №1284.

В следующем доме №12 находилась гостиница купца первой гильдии, чаеторговца, владельца доходных домов, Малюшина Ф.И. (1871 г.). Вот что пишет о ней в своих воспоминаниях Константин Коровин: «В Москве, на углу Дьяковской и Садовой, была гостиница, называемая «Восточные номера», - почему «восточные» неизвестно... Это были самые захудалые меблированные комнаты. У «парадного» входа, чтобы плотнее закрывалась входная дверь, к ней приспособлены были висевшие на веревке три кирпича...» Стоило здесь проживание дешево, поэтому часто номера снимали студенты, например, начинающие художники Исаак Левитан и Николая Чехов, сам Константин Коровин, заканчивающий университет Антон Чехов и многие другие. В 2010 году здесь на съемной квартире было найден умершим Владислав Галкин, сама его квартира ремонтировалась в доме Афремова напротив.

Перейдем Улановский переулок на площади увидим сравнительно новый памятник «Стена скорби» (2017 г.), посвященный жертвам политических репрессий. Авторы- Георгий и Андрей Франгуляны. Памятник строился на средства Правительства Москвы и народные сборы. Создан из бронзы и камня. Высота 6 метров, длина 35 метров. Представляет собою двухсторонний горельеф из вереницы безликих фигур, символизирующих пострадавших людей. Кроме того, на 22 языках высечена заповедь «Помни». Камни, столбы, свет фонарей, весь окружающий ландшафт создает особую атмосферу вокруг памятника. О памятнике много спорят. Но мне кажется, что разговор носит скорее политический характер, чем художественный…

Снова пересечем Проспект Сахарова и увидим мой дом №18, о котором я подробно рассказывала в предыдущей статье. К нему вплотную примыкает доходный дом архитектора Зеленина Никиты Герасимовича. О нем и его деятельности известно мало. Следующий угловой двухэтажный дом под № 22 (1830-е г.) выходит своим боковым фасадом на Мясницкую улицу. О нем тоже известно мало.

Дом № 24 принадлежала семье известных московскому врачу Гагман. Этот дом конца 19 века пережил реконструкцию, к нему было достроено два верхних этажа. Сам Александр Николаевич был выдающимся врачом- урологом, хирургом, рентгенологом, его способ контрастного исследования желчного пузыря и желчных путей остается современным до сих пор. Он заведывал медицинским факультетом Московских женских курсов.

Есть и новые дома на улице. Но стоят они на месте старых. На месте дома №28 стоял трехэтажный дом "мучного короля" Антона Максимовича Эрлангера, человека, выдающегося в своем деле, чьим наследием мы пользуемся до сих пор. Во-первых, он стал революционером в применении механических мукомольных мельниц в России, во-вторых, в Москве до сих пор работает мельничный комбинат в Сокольниках на основе его производства. За сохранение его дома долго боролись. Это на сегодня последнее сооружение, которое снесли на улице Садовая-Спасская (2005 г.). На его месте очень быстро построили офисное здание («дом с камнями» в народе), которое во многом продолжает пустовать до сих пор. Но... на Введенском кладбище сохранилась семейная усыпальница Эрлангеров работы Шехтеля.

Моя иллюстрация.
Моя иллюстрация.

Завершает улицу арочный вход станции метро Красные ворота архитектора Ладовского В.А. (1935 г.) Если вы не спешите, то зайдите в сквер, разбитый перед южным вестибюлем метро. Здесь поставили памятные знаки на месте Церкви Трех Святителей в Огородниках, снесенной вместе с Красными воротами в 30-е годы.

Это страница метрической книги за 1814 Храма Трех Святителей в Огородниках с записью о рождении М.Ю.Лермонтова.
Это страница метрической книги за 1814 Храма Трех Святителей в Огородниках с записью о рождении М.Ю.Лермонтова.

А если пройдете чуть дальше в Хоромный тупик, то подойдете к дому Авдотьи Петровны Елагиной, у которой в1820—1840-х собирался самый известный в столице литературный салон. Его посещали А.П Чаадаев, Н.П.Огарев, Е.А.Баратынский, А.С.Хомяков, Жуковский В.А., Кавелин К.Д. и другие. Известные славянофилы Иван и Петр Киреевские- ее сыновья от первого брака. Читали в салоне и первые стихи юного Лермонтова. Дом А. П. Елагиной имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.

Кстати, я ни разу не видела, чтобы по улице Садовой-Спасской водили группы туристов.