Когда слышишь про Шелковый путь, в голове проявляется романтически окрашенная картинка заката в пустыне и длинного каравана верблюдов, груженых всяким товаром, целеустремленно и размеренно бредущих куда-то в закат. Полагаю, в реальности примерно так и было. Однако Шелковый путь проходил не только по пустыне. То есть, путь-то был один — с Востока на Запад (и обратно), а вот маршрутов было три — два сухопутных и морской.
Торговые связи между цивилизациями Азии и Европы существовали уже в античности, были активизированы после завоевательных походов Александра Македонского и стабилизировались, окрепнув, в средние века.
Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и событиях
Сухопутный маршрут имел северную и южную дороги. Начинались они в Китае, но потом расходились. Северный путь вел через Среднюю Азию, Южный Урал в Северное Причерноморье. Южный — опять-таки через Среднюю Азию и парфянский Мерв в Эктабану, Селевкию, Сирию. В отличие от сухопутного, морской Шелковый путь пролегал из Индии и имел своей целью Аравию и Египет. Плыли вдоль берега, делали много остановок, меняли суда, так что продолжительность путешествия была весьма неопределенной.
Помимо практичных товаров купцы везли нечто неосязаемое — культуру своего народа. Европейцы узнавали о китайских и индийских философах, о новых для себя науках и т.д. Процесс бы взаимным.
А что везли из товаров? Разумеется, шелк. Разумеется, фарфор, посуду, украшения, всякие безделушки и пряности. Сейчас в это трудно поверить, но в средние века перец был очень ценной приправой, пряности вообще стоили дорого. Впрочем, все восточные товары стоили дорого, а такие, как фарфор и шелк были вообще таинственными, поскольку никто не знал, как они изготавливаются. Это был секрет, который европейцы раскрыли довольно поздно, да и то путем хитрости или при помощи предательства.
Значение Великого шелкового пути огромно. Благодаря ему шел экономический и культурный обмен между Западом и Востоком. Не зря бреди все эти бесконечные караваны. Не зря купцы терпели качку и шторма.
#история #культура
Читайте еще на моем канале:
Трудно поверить, что эти вещи созданы в XIX веке: удивительный дизайнер Кристофер Дрессер
В чем будущая королева Елизавета II выходила замуж за своего принца Филиппа