Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Важен или нет запрос в терапии?

Хотелось бы порассуждать на эту тему. Мой терапевтический, да и супервизорский стиль работы отличается тем, что люблю вносить ясность, задавать вопросы по поводу направления работы, запроса.

Особенность эта мне нравится, прояснение и передача ответственности клиенту дело необходимое, если не хочешь оказаться в ситуации «когда пойдёшь всюду, и не придешь никуда».

И в то же время мои представления обогатились, когда я увидела, как коллеги работают без запроса на терапию, на супервизию. И, конечно, этого вопроса мы касались на 3-й ступени МГИ.

Не всегда сразу необходимо прояснять запрос на предстоящую работу. Прояснение запроса – это уже момент выбора, принятие решение о том, куда я двигаюсь дальше – чему я говорю «да», а чему «нет».

Моменту выбора предшествует ориентировка в том, а чего я сейчас хочу. В гештальттерапии этот этап называется преконтакт. Для этапа преконтакта важно не спешить и прислушаться к телесным ощущениям, эмоциям, чувствам. На основе этих внутренних сигналов можно понять – что же я сейчас хочу. Поэтому, важно дать клиенту время на преконтакт, чтобы он соприкоснулся с собой, прислушался к себе, и услышал, что сейчас для него актуально. Соответственно, прояснять запрос желательно уже после того, как клиент прислушался к себе и осознал, что для него сейчас актуально.

Другая важная вещь по поводу запроса – это то, что клиент формулирует запрос из области того, что он уже хорошо знает. И возможно, что как раз в том, как формулируется запрос и сама сложность, которая есть у клиента, и содержится проблема, конфликт.

Ведь правильно сформулированный вопрос уже содержит в себе ответ. И поскольку задача гештальт терапевта – это расширение осознавания клиента, то есть помощь в том, чтобы неосознаваемое стало осознанным, то истинный запрос клиента на терапию может быть совершенно иным, не тем, с чем он пришёл на первую встречу.

И тогда терапевт слышит запрос клиента, и также остается открытым и восприимчивым к тому, что происходит на сессии, и даже не к содержанию проблемы, а к тому как клиент говорит о проблеме и какая потребность им движет.

Например, человек с нарциссической организацией приходит за достижениями, улучшениями, новыми победами, а на самом деле нуждается в принятии и человеческом контакте.

Приглашаю в группы:

Для записи в группы пишите мне в любой мессинжер по телефону +79265968715

Автор: Пушкарёва Софья Сергеевна
Психолог, Супервизор, Гештальттерапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru