Психолог, как правило, не выносит никаких моральных суждений, и он нейтрален в отношении морально-нравственной стороны клиента. Однако, психолог может попытаться изменить, основанные на его морально-нравственной системе убеждения и установки, используемые клиентом для осуждения себя или других.
Психолог может попытаться изменить мышление клиента, направляя его на понимание гедонистической ценности и здорового эгоизма. Показывая, что минусы ограничивающего морализаторского убеждения перевешивают его выгоды, а также выводя клиента на внутренние противоречия этого убеждения и отсутствия доказательств в его пользу. Предполагается, что такое осознание и призыв к рациональности будет мотивировать клиента к изменениям в мышлении и поведении в более адаптивную сторону. Рациональный подход помогает и подходит многим клиентам, но некоторые будут сопротивляться изменениям, если посчитают что они вторгаются в систему их морально-нравственных ценностей. Психолог об этом может и не подозревать, но клиент может субъективно чувствовать такую угрозу и он может посчитать что цель терапии и психолога – сделать его аморальным пофигистом.
Когда мы говорим о морализаторских убеждениях, то речь идет о знаменитых «долженствованиях», которые в теории КПТ и других направлений психотерапии, вредны для клиента. Они вызывают чувство гнева, злости, вины, заставляют предъявлять завышенные требования к себе и к окружающим. Однако, работая с долженствованиями, есть опасность скатиться в противоположную крайность в некий релятивизм. По крайней мере, так это может воспринимать сам клиент.
В любом обществе есть свои правила и установки, касаемо честности или справедливости, а также существует некий идеал поведения, отдаленность от которого осуждается обществом и на основе которого строится морально-нравственная система человека.Нападение на свои долженствования клиент может воспринять как нападение на ценности, на которых базируется его личность, он может посчитать что разрушение этих долженствований приведет его к некому хаосу, пустоте и бессмысленности. А он сам станет беспринципным и холодным прагматиком, либо пофигистом. И естественно, попытка опровержения убеждения клиента о необходимости моральных правил и долженствований, только оттолкнет его от терапии. Гораздо более полезный подход состоит в принятии психологом необходимости общего принципа моральных правил и только затем демонстрировать ошибочность и несостоятельность какого-либо конкретного долженствования.
В своей практике я чаще всего сталкиваюсь с верующими клиентами и хотел бы рассмотреть работу с некоторыми убеждениями через призму веры и религиозной принадлежности клиентов.
Например, установка религиозного клиента-мусульманина «если я кого-то обидел, значит я плохой человек» Будет уместно задать вопрос по такой установке, является ли любой человек, который хоть раз кого-то обидел в жизни - плохим человеком? Очевидно, что на свете не существует таких людей, на которых никто и никогда не обижался. Здесь уместно будет привести в пример пророка Мухаммада, т.к. он является нравственным примером для подражания для мусульман. Ради своей пророческой миссии Мухаммад пошел против своего родного племени курайшитов и был изгнан ими, самыми близкими для него людьми. Очевидно, что своими действиями Пророк «обидел» этих людей, самых близких для него людей и я уверен ему было совсем непросто с ними расставаться. Получается, что даже на Пророка могли обижаться близкие ему люди, но это не делает его плохим человеком как личность. Еще один уместный вопрос по такой установке, снимающий гиперответственность с клиента. Возможно ли что обиду вызвало искаженное восприятие другого человека? Т.е. то что на меня кто-то обиделся не является обязательно моей виной и здесь возможна неправильная или неадекватная интерпретация моих действий со стороны другого человека.Еще полезный вопрос – это перевод установки на все человечество. Как бы выглядел мир если бы эта установка действовала на всех людей? Все люди были бы плохими? Если нет, то почему я плохой? Разумно ли требовать от себя того, на что не способен ни один человек на свете?Ну и стандартный вопрос по установке, как это правило влияет на мое чувство собственного достоинства? Очевидно, если я буду думать, что каждая обида на меня со стороны кого бы то ни было является подтверждением того, что я плохой человек, это приведет к постоянному самобичеванию и чувству вины и как итог к депрессии.
Или еще одна частая проблема, морального плана - навязчивые сексуальные фантазии. Верующий клиент-христианин говорит: «У меня не должно быть таких мыслей, если они у меня есть, значит – я развратник!» Здесь, как я считаю, уместно упомянуть житие святых и их постоянную борьбу с искушениями и страстями, т.е. даже святые на протяжении всей своей жизни подвергались искушениям, но это не говорит об их развратности. И вообще, наличие искушений и борьба с ними важная часть духовной жизни, ведь не будь искушений, не было бы и духовной борьбы и соответственно духовного роста.Также будет уместно спросить является ли это моим намерением, т.е. сам ли я по своему желанию вызываю эти мысли? Если нет, то как я могу обвинять себя в том, что я не контролирую. Отсутствие умысла является смягчающим обстоятельством даже в Уголовном кодексе.
Еще одна интересная, часто встречающаяся, установка «Верующий человек должен испытывать чувство вины». Чувство вины это естественная присущая всем людям эмоция. Она становится деструктивной, когда человек занимается постоянным самокопанием и самобичеванием. Здесь, уместно будет задать вопрос, а каким образом чувство вины делает меня лучше с религиозной точки зрения? Допустим, я совершил зло в отношении кого-то, чем в таком случае мне поможет самобичевание и самокритика, не лучше ли постараться исправить ситуацию конкретным действием? (попросить прощения, возместить причиненный ущерб и т.д.) В религии для этого есть термин – искупление.
В этой статье я рассмотрел несколько популярных установок, встречающихся у религиозных клиентов и работу с ними. Как я думаю, самое главное правило при работе с религиозными клиентами – это полное уважение и принятие их мировоззрения. Не стоит сразу бросаться на «долженствования», это только отпугнет клиента, необходимо показать, что психотерапия не является врагом религии или ее соперником, а скорее даже наоборот, они могут прекрасно дополнять друг друга!
Автор: Амхадов Адлан Имранович
Психолог, КПТ-терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru