Найти тему
Марфа Сергеевна

Записки о неважном - 3

Это Кощей, если что.
Это Кощей, если что.

1. В 8 классе по литературе у нас Державин - "Памятник". Что может быть тоскливее, чем державинский "Памятник" в 14 лет? Что делать?

Если бы я поставила себе задачу, что ученики должны знать биографию поэта и особенности его творчества, я бы посчитала себя сумасшедшей. Я могу рассказать о поэте так интересно, что у них будут гореть глаза. Я могу репрессивными методами заставить их выучить биографические факты и пресловутый "Памятник". Результат будет примерно один: через месяц, ладно, через два месяца ученики будут округлять глаза: "Кто? Державин? Что-то такое слышали. Но что?". Плавали - знаем. Ладно, я слегка преувеличиваю, но лишь слегка.

Цель у меня другая: создать впечатление о поэте. Такое, чтобы услышав его имя, они сказали: "Державин? О-о-о!", а не "Державин? У-у-у..." или "Державин? Э-э-э?"

Как это сделать? Произвести сильное впечатление, например, напугать. Я говорю: "Державин писал очень страшные стихи. Просто жуткие. Доказать?"

И тогда я открываю стихотворение "На смерть князя Мещерского" и начинаю читать замогильным голосом:

Едва увидел я сей свет,
Уже зубами смерть скрежещет,
Как молнией, косою блещет
И дни мои, как злак, сечет.
Ничто от роковых кохтей,
Никая тварь не убегает:
Монарх и узник — снедь червей,
Гробницы злость стихий снедает;

И дальше все в том же духе:

Скользим мы бездны на краю,
В которую стремглав свалимся;
Приемлем с жизнью смерть свою,
На то, чтоб умереть, родимся.
Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались лики,
Надгробные там воют клики,
И бледна смерть на всех глядит.

В общем, выразительно читать я умею, и дети обычно бывают под впечатлением, чего я собственно и добивалась.

2. В 5 классе при изучении непритязательной, на первый взгляд, сказки "Царевна-лягушка" у нас возникли интересные вопросы:

-А почему Баба-яга, которая обычно грозит съесть всех, Ивана-царевича встречает милостиво? Он ей грубит, называет старой хрычовкой, требует накормить, напоить и в баньке попарить, и она все делает и еще ему и помогает.

-А Кощей, который Бессмертный, какой же он бессмертный, если его так легко убить: всего-то сломать кончик иглы. И почему он при этом рассыпается в прах? Он вообще кто? Или что?

- А почему Василиса Премудрая дочь Кощея? А кто ее мать? Может быть, Баба-яга? Может быть, поэтому она Ивану-царевичу помогает?

Думаем.

3. Пишу о неважном, а голова весь день занята исключительно важным. Удивительно, как у учителей изменилось отношение к происходящим событиям, когда все испугались за своих мальчиков. Все позабыли свои прежние слова о "помочь, поддержать, защитить, победить", все думают только о том, как бы уберечь своих родненьких. И разве можно их, нас, за это осуждать?