❗️Мобилизация и ритейл. По горячим следам. (реплика на текущие события).
Всё в мире взаимосвязанно и оказывает влияние друг на друга, тем более такие серьёзные решения, как частичная мобилизация в стране. Ритейл, как одна из крупнейших отраслей, будет затронута помимо очевидной нехватки персонала и в других аспектах.
Я попробовал их перечислить и буду вам признателен, если вы добавите свои. Прошу только политические аспекты не затрагивать, а только экономические. Для политики есть другие площадки.
1. Скорее всего от мобилизации в первую очередь пострадает логистика. Водители во время боевых действий тем более такого широкого фронта в 1 тысячу км крайне необходимы. Водителей скорее всего мобилизуют в первую очередь.
2. Курьеры – это, как правило, молодые, здоровые и физически крепкие ребята особенно в экспресс-доставке, которые подпадают под первую категорию мобилизации. Скорее всего и этот сегмент тоже будет иметь кадровый голод.
3. Возможно правительство решит для сокращения нехватки персонала сократить время работы торговых комплексов, чтобы убрать одну смену и высвободить больше людей.
4. Физическая охрана наиболее подходящая категория людей для мобилизации, тоже может испытать серьёзный голод и подтолкнёт к замене физической охраны на техническую.
5. Первый день показал, что повестки, судя по всему, раздают на работах, соответственно будут проверки по учёту персонала на предмет того, чтобы учёт велся в полной мере и все работали по трудовым договорам. Не понятно, как будут вручать повестки самозанятым, по всей видимости по старинке с курьером.
6. Выплаты мобилизованным обещают в размере 300 тысяч рублей в месяц. Большинство людей, которые мобилизованы, имеют доход порой в 10 раз меньший. Нетрудно посчитать, что за год это получится более 1 трлн рублей, не хочется оценивать безвозвратные потери, которые оплачиваются ещё выше, пусть все живые и здоровые вернутся, но так или иначе все эти деньги вернутся в ритейл, что довольно значительная сумма. Хочу напомнить, что оборот ритейла 33 трлн. рублей и на этом фоне 1 трлн выглядит внушительно.
7. Под призыв не попадают люди старше 50 лет, если они не офицеры, до 65 лет, если офицеры. По всей видимости спрос на старшее поколение вырастет, т.к. это надёжно и вообще-то не всегда эти люди плохие работники, если честно. Возможно, что из-за этого замещение руководящих должностей женщинами и иностранцами будет вполне оправданным шагом со стороны работодателей.
8. Госзаказ на форму: скорее всего мобилизованных оденут из госрезервов, количество людей, которых собираются мобилизовать, большое и потребуется восполнение, а это швеи, ткани, логистика и всё сопутствующее, будет работать на полную мощность. Вспомните, как всем миром в Ковид шили СИЗы (средства индивидуальной защиты), поэтому fashion стоит приготовиться.
9. Ожидаю аншлаг на различных конференциях – участникам рынка нужно общение в такое непростое время. Так было сразу на мероприятиях, как только стало возможно общение в Ковид, они были все переполнены. Участники рынка «пересобирали» свои связи, находили совместно новые решения.
10. Стоит обратить внимание на адаптивную моду я здесь писал, но только не на премиальный сегмент, а на массмаркет. Этот сегмент будет востребован.
11. Продолжительность кризиса.
Меня этот расчёт никогда не подводил ни в один кризис, поделюсь с вами им. Острая фаза кризиса обычно длится до 1,5 месяцев, когда не понимаешь какие действия предпринять, потом наступает адаптация экономики - этот период длится 6 месяцев. Главное не растеряться в эти первые 1,5 месяца и иметь холодную голову и уверенность в наилучший исход. К началу декабря мы увидим, новые очертания окружающего нас бизнеса и адаптацию к новой реальности, а к апрелю маю уже можно будет думать о прогнозах.
Приходите на New retail Forum 29-30 сентября https://nrf.upgrade.st/ на мой специальный поток «Магазин 4.0 – новый ритейл» для обмена мнениями и выработке решений и да помогут нам в этом технологии!!!