Найти тему
Твоя психология

Очевидные симптомы шопоголизма.

Шопоголизм- психологическая зависимость, непреодолимое, навязчивое желание что-либо покупать без необходимости, для получения удовольствия от самого процесса приобретения. Совершение покупок становится досугом, развлечением, приобретает форму хобби, иногда даже смысла жизни.

Шопоголик "использует" свою зависимость для получения успокоения, повышения самооценки, расслабления, улучшения общего самочувствия и настроения.

В основе любой зависимости, в том числе и шопоголизма, лежит некая иллюзия, что любые потребности можно заместить и компенсировать некоторым суррогатом, который принесет те же или похожие эмоции и ощущения, что и действие по отношению к реальной важной цели. То есть вместо того, чтобы удовлетворять действительно необходимые потребности, интересы и желания, человек выбирает наиболее лёгкий путь к достижению эмоционального комфорта и решению проблем(компенсаторным и заместительным средством является зависимость любого рода).

Зависимый человек лишь топчется на месте, компенсируя свою неудовлетворённость, без возможности к открытию новых горизонтов, а иногда регрессируя, делая шаг назад в своем развитии или отдаляясь от истинных целей.

Симптомы шопоголизма имеют следующий характер:
походы в магазин без определенной цели что-то купить, "просто посмотреть, может что понадобится";
во время "прогулки" по торговому залу товар рассматривается практически от А до Я, в каждом уголке и на самой отдаленной полочке;
чрезмерное увлечение модными журналами и страстное следование трендам, погоня за новинками;
 желание купить товар без необходимости, "пусть будет, может пригодиться"(а если по акции, то "Всё куплю!", потому что выгодно);
постоянные обсуждения будущих покупок или уже приобретенного товара;
при отсутствии регулярного посещения магазинов и совершения покупок присутствует апатия и чувство опустошенности.

Причинами возникновения непреодолимой тяги к совершению покупок служат следующие факторы:
Депрессивные состояния, потеря отношений или близкого человека.
Жажда адреналина: принимая решение о приобретении и совершая покупки, возможное разочарование в сделанном выборе - всё это является микро стрессами, которые способствуют выбросу определённой дозы адреналина.
Иллюзия власти: помимо абстрактной власти над товаром, который Шопоголик приобретает, он "властвует" над продавцом и обслуживающим персоналом, то есть получает услужливое отношение, уважение и лесть по принципу "Клиент всегда прав", чем и пользуется.
Низкий уровень саморегуляции, то есть навязчивое желание и само действо приобретать тот или иной товар являются компенсацией своих личностных особенностей, которые "мешают" в достижении каких-либо целей.
Иллюзия контроля и свободы над своей жизнью: во время процесса шоппинга у человека снижается тревожность и депрессивные проявления, повышается самоуважение и уверенность в себе, то есть человек свободен в выборе, что купить, контролирует процесс покупки, приобретает то, что хочет, а не то, что сказали.
Совершая чрезмерные покупки, человек компенсирует этим то, что недополучил в детстве или наоборот, если в юном возрасте Шопоголик ни в чём не знал нужды, то он продолжает не в чём себе не отказывать.
Отсутствие внимания и одиночество, потребность в любви и признании. Корни этого идут из детства. Например, родители всё время были заняты своими делами и работой, а чтобы хоть как-то обозначить своё присутствие в жизни ребёнка, дарили игрушки вместо полноценного внимания, что с возрастом становится образом жизни, и только в покупке товаров человек чувствует себя эмоционально удовлетворённым.
Закомплексованность - свои недостатки Шопоголик скрывает с помощью новой одежды или гаджетов.