В Объединенных Арабских Эмиратах продолжается реализация одного из крупнейших инфраструктурных проектов страны — строительство скоростной железнодорожной магистрали общей протяженностью 1,2 тыс. км, призванной связать основные населенные пункты и промышленные центры государства.
Также линия с колеей 1435 мм будет состыкована с другими аналогичными объектами в Персидском заливе, в результате чего существенно упростится логистика семи эмиратов ОАЭ с соседними странами, включая Кувейт, Оман, Бахрейн, Катар и Саудовскую Аравию. По «железке» предполагается осуществление как грузовых, так и пассажирских перевозок. В последнем случае составы будут разгоняться до 200 км/ч. Власти уверены, что новая дорога станет своего рода катализатором дальнейшего экономического роста.
С целью реализации данной задумки в 2009-м была создана компания Etihad Rail. Сама идея стальной магистрали возникла значительно раньше, а в 2004-м начались предварительные исследования. Первый участок ввели в эксплуатацию в 2016-м — это двухпутная линия в эмирате Абу-Даби протяженностью 264 км, соединившая месторождения в Шахе и Хабшане с портовым Эр-Рувайсом.
На всем протяжении трассы построено несколько десятков различных искусственных сооружений, включая надземные и подземные переходы для животных (верблюдов, газелей и рептилий). Сегодня линия эксплуатируется исключительно для транспортировки грузов — порядка 22 тыс. тонн ежедневно (гранулированная сера).
Строительство второй очереди стартовало в 2020-м, и на данный момент она готова на 70%. Это 605 км, которые пройдут от небольшого городка Гувайфат (граница с Саудовской Аравией) через Абу-Даби и Дубай до Аль-Фуджейры с несколькими ответвлениями, в том числе в порты Халифа и Джебель-Али; Шарджу и Рас-эль-Хайму.
Строительство ведется одновременно на нескольких участках силами ряда компаний, включая китайские China Railway Construction Corporation Limited и China State Construction Engineering Corporation. Наиболее сложным является отрезок в эмирате Эль-Фуджейра, где в общей сложности возведут порядка 35 мостов и 15 тоннелей.
Работы на первом участке (139 км), где линия от Гувайфата соединяется с построенной в первый этап дорогой, были завершены осенью 2021-го. А в марте 2022-го закончена и 256-километровая магистраль между Абу-Даби и Дубаем с 29 мостами. Этот отрезок обошелся в $13,5 млрд. Теперь добраться из одного города в другой можно по «железке» всего за 50 минут.
Завершить второй этап предполагается к 2024 году. В дальнейшем запланировано строительство еще нескольких веток, включая линию до границы с Оманом. Предполагается, что по новым направлениям уже в 2030-м годовой пассажиропоток превысит 36,5 млн человек. Инициаторы проекта подчеркивают, что особый упор делается на безопасность (в том числе экологическую) и комфорт.
Так вышло, что страна, имеющая собственную космическую программу и две крупнейших в мире авиакомпании, по сути только сейчас начала активно строить железные дороги. Однако нет никаких сомнений, что этот масштабный проект будет реализован в срок и поможет эмиратам в дальнейшем их развитии. В перспективе ОАЭ намерены также воплотить в жизнь задумку по строительству линии Hyperloop (вакуумный поезд), по которой добраться из Дубая в Абу-Даби можно будет всего за 12 минут.
© Изображения в статье — Etihad Rail / etihadrail.ae