Ранее мы с вами уже говорили об искусстве Древней Греции, а теперь настала очередь не менее влиятельной и прекрасной державы. Догадались какая? Верно, это Древний Рим. Если брать в общих чертах, то искусство Рима более жестокое и бОльшая часть заимствована у других культур, но это не делает его плохим, а наоборот, добавляет изюминку.
Как и в прошлый раз, будем разбирать все постепенно, по периодам.
Вся история начинается с 3-2 века до нашей эры. Основоположниками Римского искусства стали этруски и их культура. Сейчас мы объясним кто эти люди. Если коротко и ясно, то это народ, который жил на берегу Тирренского моря, недалеко от современной Тосканы. Но именно они дали жизнь этому замечательному искусству. С того времени сохранилась куча исторических памятников: остатки городов, оружие, статуи и много всего. Стоит отметить, что они не только занимались искусством, но и запомнились, как очень классные инженеры и архитекторы. Единственным моментом, где можно придраться, является то, что искусство этрусков было похоже на Греческое. Но не будем врать, разве нам бы не захотелось повторить то прекрасное, что делали греки?
Но даже при всех этих заимствованиях, этруски добавили что-то свое. Разберем на примере архитектуры:
На первый взгляд не сразу понятно, кому именно принадлежит архитектура. Только присмотревшись, можно заметить что храмы стоят на пьедестале, имеют сильно выступающий карниз и сбоку у низ “ложный ордер”.
Вот греки строили периптеры - такие здоровенские храмы, окруженные колоннами, а тут колонны вделаны в стены храма. На самом деле, это показывает то, что с ордером сделают римляне - они будут выкручивать его как хочется, потому что придумают совершенно новый тип конструктивной опоры и колонна часто будет просто украшением. Но вернемся к вышесказанному. В отличии от греков, римляне, на начальных этапах творения, очень любили украшения и пафос, об этом нам говорят богатство деталей.
Что же касается изобразительного искусства? По сути тоже самое. Движение, гармоничное человеческое тело, включенность в важное для жизни общества действие. Но картины достаточно мрачные, часто изображали подземный мир. Именно в это время Рим начал военные действия против Этрурии, отсюда и мрачность картин.
Главной страстью этрусков был портрет, он был не только на полотнах, но и в росписях гробниц и скульптуре. Все они были достаточно (для того времени) детализированы. И в отличии от Греции, Рим изображал именно людей, а не Богов, чаще всего всяких важных людей, которые как-то повлияли на развитие страны.
После многочисленных войн Этрурия официально стала Римом и именно это в хорошем смысле повлияло на развитие искусства. Оно начало идти по двум направлениям: первое - эллинистическое искусство, второе - традиционное. Сама самобытность прошлого так и осталась в их любимом (портрете), но оно стало более прокаченным, теперь это не просто изображение на месте, а в движении: лежа, стоя, короче, как душа пожелает. Особенно часто так украшали урны покойных (естественно были изображены сами покойные):
А вот старые традиции, внимательность к деталям лица, хорошо видны в бронзовой статуи Авла Метелла (оратор такой):
3 - 1 века до нашей эры - это максимальные расцвет Рима, он становится республикой там появляется и развивается все. И законы, и органы власти, и поэты с философами.Если коротко то, у них там также круто обстоят дела, как и в Греции.
Естественно, все территории и успехи не просто так давались, а благодаря постоянным войнам. Они все также оказывали сильное влияние на все формы жизни людей. Впоследствии идеал хорошего римского война выльется в любовь к борцам - гладиатором и часто будет появляться в пространстве искусства.
Поэтому в республиканский период сложились основные типы римской архитектуры: простота и четкость, больше никакого пафоса и украшений. Особенно хорошо это видно на фреске из Помпей:
Главной ролью была не пышная декоративность, которая радовала глаза, а логика, практичность и удовлетворение именно бытовых и общественный потребностей. Поэтому появляются, например, дороги - нужно же как-то быстро и удобно добираться до/из завоеванных территорий? К тому же, это так неудобно - добираться через леса и болота. Поэтому и пойдет выражение “Все дороги идут в Рим”. Дороги пошли именно оттуда.
Кстати, тут необходимо добавить одно замечание. Римская архитектура продвинулась вперед, потому что они изобрели одну потрясающую штуку и мы пользуемся ей до сих пор - бетонный раствор. Раньше греки все свои гигантские колонны и перекладины пилили вручную и это занимало катастрофически много времени + требовало отдельного мастерства. У римлян на это не было ни времени, ни людей. К тому же, во время перерывов между войнами легионеров нужно чем-то занимать. Пускай строят! Собираешь каркас здания или вырываешь дорогу, заливаешь раствор, закидываешь камни - вуа-ля! дорога или здание готово!
Благодаря новым завоеванным землям римляне постоянно обновляли свою жизнь и искусство, поэтому оно настолько разнообразно. Каждый раз, приходя к новому народу они думали: “О, это нам нравится - возьмем себе” Например, с востока они так взяли утонченность и роскошь.
Неотъемлемой частью являлся рельеф. Его особенность, это изображение логических, реальных и исторических сцен. Очередное отличие от Греции, где, повторимся, изображали Богов. Им было важно показать как можно точней исторический ход республики, изобразив там реальных людей и бытовые сюжеты.
Портрет тоже обновляется, он становится более конкретным и выразительным, именно тут зарождается самобытный реализм, наблюдательность. Ведь важна личность каждого гражданина!
После всех войн начинается “золотой век”, все виды римских искусств находятся на подъеме, расцветают. Главной целью правителя стало благоустройство города и культурное развитие. Тут полезность смешивается пафосом, все виды пытались показать господство над миром, сказать: “Смотрите, какие мы крутые!” Поэтому в этот период появляются огромное количество терм, рассчитанных на 2-3 тысячи человек, бани, библиотеки и куча всего именно для людей. Это все показывалось через любые вещи, которые брали в руки художники и архитекторы.
Создается триумфальная арка Тита. Одно из самых живописных и величественных творений человека, и не просто так, ведь ее построили в честь победы в иудейской войне. Она является классическим сооружением и представляет собой совершенную по форме, сверкающую однопролетную арку, которая служит основанием для скульптурной группы императора на колеснице. Или вот еще Амфитеатр Флавиев, это было самое гигантское и зрелищное сооружение древнего Рима.
Давайте еще один момент сразу отметим. В Риме, чтобы было возможно подобное строительство, придумали новую систему - сводчатую. Люди догадались: чтобы строить большие, легкие, вместительные здания, нужно придумать систему опоры не стропильно-балочную, как было у греков, а более совершенную. И тут придумали свод. Он позволял строить изящней, быстрее и совершенно по-другому распределял нагрузку на здания, позволяя делать грандиозные вещи. Об этом поговорим в отдельной статье, но это важно знать!
Самое интересное, что Рим, приближаясь к своему упадку, становился все более и более мистичным. Недаром поздне-римское искусство так хорошо соединилось с христианскими запросами и превратилось в искусство Византии. Яркий тому пример - Пантеон, Храм Всех Богов. Появляется купол - проекция небес на землю - служащий оком из этого мира в мир иной и одновременно наоборот. Вместилище святости, где луч дыры купола превращает центральную фигуру в воплощение потусторонних сил на земле - просто революция в римском искусстве.
Единственное, что у римлян остается неизменным - портрет. Все та же реалистичность и детализированность. Только вот во время изображения каких-то значимых людей, их показывали молодыми и красивыми. Как вот эти портреты Августа или любимчика Адриана - Антиной. То они предстают в образе жреца, то в образе бога, то ли еще что. Здесь прям чувствуется большая динамичность, реалистичность, живописность, эмоциональность, театральная приподнятость, которые характеризуют искусство Рима.
А на самом позднем периоде происходит дичайшее смешение с включенными в Рим восточными культурами. Появляются классические римские постройки, понесшие на себе влияние востока. Например, комплекс в Бальбеке. Храмы начинают закручиваться, покрываться восточными орнаментами и выступать странными блоками.
Ну что, будем продолжать двигаться по истории вперёд? Жду Ваши комментарии!
Автор - Галина Семёнова, Редактор - Артур Чех