Найти тему
Урусча Узбек

Хочу рассказать об удивительном крае о Ферганской долине...О Согдиане ... ну и конечно о городе Фергана...

Этот сказочный край
Этот сказочный край

Это сказочный край, Ферганская долина это дно бывшего моря, долину окружают два горных хребта. Памиро-алай и Тянь-Шань они не дают северным холодным ветрам студить этот благодатный край.. Один единственный путь ,это перевал. К стати в 121 году до н. э. первый верблюжий караван с щёлком и бронзовыми зеркалами, направился к Ферганскому оазису, для транспортировки использовались ишаки и верблюды, количество верблюдов в караванах,которые бороздили пустыню доходило до 300 штук. В наше время там и железная дорога, так что если роза ветров разворачивается и начинает через перевал доносить своё холодное дыхание, северный шамал (ветер),то в городах и кишлаках (село),становится не уютно, но можно поиграть в снежки... хотя это бывает не часто..Ну а сердце долины, это Фергана, слово Фергана было написано в раннем средневековье, согдийским письмом в формах "Паргона"и на Индо -санскрите как "малый регион" а на персидском языке означает "долина между горами" "закрытая долина". история Ферганы восходит к lll - ll тысячелетию до нашей эры. Фергана это Жемчужина Средней Азии, город цветущих садов и благоухающих роз и очень древних среднеазиатских платанов (чинара), которым от 100 до 800 лет,некоторые ещё помнят и Александра Македонского (Искандер Зулькарнай) Здесь, Александра очаровала и пленила своей красотой, прекрасная Роксана, в дальнейшем она стала его женой. Здесь родился, жил и работал Абу Али Иби-Сина (Авиценна) крупнейший врач средневековья,один из врачей мирового значения. Здесь писал свои трактаты историк, и литературовед Алишер Навои. А знаменитые рубаи (четверостишье), Омар Хаяма..его знают и читают во всё мире, и многие другие мужи того времени. Фергана это город сад, город тенистых улиц, парков и аллей. По обоим сторонам дорог протекают арыки, (ручьи средних размеров). И растут деревья платаны (чинары), есть и такие которым от 100 до 300 лет. Кроны сцепились и образовали теневые тоннели, по которым неспеша движется транспорт и люди. На улице тоже можно отдохнуть ,прилечь на курпачи( стеганные узкие одеяла) прямо на улице радом с арыком ( проточная вода). Бабаи (старики) так и делали, часто накурившись анаши (индийская конопля). Вода чистая,прозрачная и холодная, это ледники которые тают и несут свои воды с Памиро-алая и Тянь-Шаньских хребтов. А ещё популярное место это чайхона (чайная). здесь встречаются, беседуют о разном, порой играют в нарды, просто проводят время. Обычно чайхона находится над арыком, проточная вода остужает дневной зной. Здесь можно полу развалившись на топчане ( тахте) ни куда не спеша, медленно потягивая горячий зелёный чай. а порой в место зелёного чая, заваренный в чайнике кокнар, (сушеный опийный мак), слушать как в звонкой тишине, летом + 45-+50 жалобно поёт свои песни бедана (перепёлка). Мало того в городе оазисе, есть ещё свои островки оазисы, это Мазары (мазар это святое место для совершения намаза), в долине их много в Фергане их два Яр мазар и Терек мазар, Яр мазар -это окраина дальше дорога шла на Маргилан, Маргилан находится на юге Ферганской долины,на пересечении торговых караванов из Китая на запад и на оборот. Происхождение Маргилана тесно связано с открытием Великого Шёлкового пути. Хотя это не считается рождением города, на этой старой караванной дороге. Шёлковый путь определённо сделал Марилан центром производства шёлка и главным хранителем его секретов. Маргилан был важной остановкой на Великом шёлковом пути в 9 веке нашей эры, по маршруту, проходящему через Алайские горы в Кашгар.В начале 16 века основатель династии Великих Монголов Бабур упомянул, что гранаты и абрикосы превосходны...дичь в Маргилане хорошая, поблизости можно встретить белого оленя. Жители- сарты. Это злющий народ, готовый в ход пустить кулаки, Обычай экзорцизма широко распространён по всей Мавераннахре. И большинство известных экзорцистов Самарканда и Бухары были из Маргилана. Эта репутация жёсткой силы распространяется и в наше время. Маргиланские торговцы были ключевыми игроками в торговле в Центральной Азии и, как говорили были законом для самих себя, в советские времена Маргилан был сердцем чёрного рынка Узбекистана. Например на рынки Маргилана можно было купить абсолютно всё, как говорится ( от батона до ган..на) прям на в ходе на рынок по обоим сторонам входа продавали кокнар (сушёный перетертый опийный мак), в огромных мешка, обычный гранёный стакан стоил 1 рубль, а маленький 50 копеек. Маргилан и сегодня также является оплотом консервативного ислама. От Ферганы до Маргилана в 1960 году было 25 км. И все это расстояние было покрыто тугаями (низко растущим кустарником барбарисом, джидой, и ещё разный травой) где можно было встретить и кабана,лисицу,зайца,камышового кота. Бабаи (старики) говорили что до 1950 годов сюда даже заходили тигры с сырдарьинских тугаев. Фергана в те далёкие времена была конечно городом, но по своей суте большим кишлаком (деревней). Так вот в районе Терек-Мазара, рядом с нефте базой мы и жили. Где я и провел своё детство. Здесь находилась железнодорожная станция "Фергана 2, по которой нефть доставлялась на нефте базу, на базе перерабатывалась в бензин.керосин,соляру и т.д. Рядом с базой был большой двор,где стояли бараки. Там же и работала основная часть людей которые проживали бараках. Мы как и другие соседи жили в бараке, это была комната 3 на 4 и не большая пристройка, мы её называли сени, это была кухня. там стоял стол, два табурета и не крашенная скамейка на ней керосинка на который мать готовила еду. На нефте базе работал и мой отец, жили тогда бедно,, но нас пацанов это мало интересовало, мы просто не знали другой жизни, нами не кто не занимался, мы росли сами по себе. Не далеко от нас был не большой базар (рынок), всего несколько рядов из кое-как сколоченных лотков. Вокруг рынка росли талы (вербы), тутовники (шелковица) пирамидальные тополя и разный кустарник. Здесь торговали в основном опушки (тётки) живущие рядом с базаром (с рынком), продавали те-же фрукты,овощи семечки, в общем всё то что выращивали на своём огороде, но торговля шла не очень хорошо, зато время от времени можно было видеть как между рядами, с довольным видом и огромным пузом, с хитрым узко маслянистым прищуром прогуливается (базар ком), главный на базаре, ну или директор. У него конечно на базаре (рынке) были свои дела, в дальнем углу базара практически не заметно из за зелёной растительности была землянка, накрытая кусками старого рубероида, на в ходе весела залапанная мешковина, внутри на земле по сторонам лежали курпачи (стёганные тонкие одеяла) в середине стоял большой чилим (кальян) и за 5 копеек, а то и за 3 копейки можно было накурится анаши (индийская конопля) тут-же покайфовать, или отрубится и по спать, всё зависело от дозы, это был его бизнес. Рядом с базаром был кинотеатр если конечно его можно было так назвать, по сути это не большой участок огороженный глиняным заборам, сложенный из гувалаков, (глина с добавлением навоза и соломы, мялась руками размером в не большой мяч, сушилось на солнце и это был отличный строительный материал). Конечно в кинотеатре, не какой крыши не было, внутри стояли грубо сколоченные скамейки без спинок, не большое пожелтевшие полотно экрана, о комфорте мы и не знали, зато во время фильма можно было курить и лузгать семечки. Билет тогда стоил 10 копеек, и это для нас были большие деньги, не каждый мог себе это позволить, но мы выходили из положения. Во круг росли деревья на которых мы местные пацаны залазили, что бы посмотреть фильм, до начало фильма нужно было занять более выгодное место, и по этому часто из-за итого происходили потасовки, но всё кончалось лишь только начинал тарахтеть киноаппарат и на пожелтевшим от времени экране возникали титры и силуэты, сразу восстанавливалась тишина и мы с интересом и затаённым дыханием смотрели трофейные, привезённые с войны фильмы, "Тарзан" "Господин 420" и т. д. Иногда плёнка рвалась, или того хуже прогорала, тогда все как по команде начинали орать Са-по-ж-ник, свистеть и топать ногами, ругая того крутил кино. Мы конечно сидя на деревьях больше всех свистели и орали, а порой и плевались, ну конечно нам за это не раз попадало, тогда прибегал кто-то из кинобудки и длинной палкой колотил нас голым ногам, вто время редко у кого была повседневная обувь почти все были босиком. Пацаны сыпались с деревьев как горох, и разбегались в разные стороны, потом собирались на поляне возле кукурузного поля, рядом с нефте базой, разводили костёр, жарили кукурузу, прикладывали листья подорожника к расцарапанным коленям и голяшкам, рассматривали свои рваные трусы и майки, тихо матерились, зная что по приходу домой отец своим ремнём, а то и чем попало, исполосует задницу,спину и не только. Но этого мы не боялись. принимали за должное. Это была наша поляна, наш уголок, здесь мы собирались что-бы обсудить очередной план налёта на персиковые, яблоневые,виноградные сады, которых было предостаточно во круге, или после удачной охоты на воробьёв,или горлиц а если повезёт то и сизокрылых голубей, которых мы отстреливали из рогаток,тут-же потрошили, что характерно почти каждый имел нож, жарили на костре и с удовольствием ели, десерт конечно был персики, урюк , виноград иногда удавалась в складчину купить лепёшку а то и две, тогда это бы королевский ужин. Рогатки были почти у всех. О, а какие это были рогатки ,их изготовлял каждый по своему, поперву нужно было сделать рогачёк (рогатину), хорошие рогатины получаются из карагача (дерево растёт в Средней Азии), затем резина, тут несколько вариантов, самые нормальные из венгерки круглая тонкая, с одной стороны 20 и с другой 20, а то 40 на 40 ну это убойная, пробивает горлицу на сквозь, затем кожа. ну это подойдёт от язычка старого башмака. и конечно сам заряд. На саю (речки) набирали круглые камни,примерно размером с лесной орех (Фундук) и если на свалке находили подшибники то разбивали и доставали шарики, это был классный заряд, после выстрела летел без шумно и точно. так и добывали себе пропитание. Деньги доставали разными путями, кто-то потихоньку брал у родителей, конечно без их ведома, кто-то собирал и сдавал бутылки. но в основном тут-же на поляне играли в чеку (каждый ставит монету одного наминала, орлом в верх пирамидкой и с расстояния пяти метров, бросает плоскую битку, кто ближе всех тот бьёт первым по пирамиде, если монеты после удара перевернутся на решку, то он их забирает, а если не одна не перевернётся бьёт другой).конечно иногда везло а иногда нет. Так мы жили и другой жизни не знали. это потом уже с возрастом с переездом, в другой район города, мы стали понимать что не надо топить печку, готовить на керосинке, и таскать воду из колонки. Конечно ещё была школа, о это отдельная история детства,На своей поляне мы не позволяли чужакам появляться.Часто происходили стычки с пацанами из Марилана, это было за нефте базой,там уже была нейтральная территория, но там проходили зауры (каналы), рыбы было навалом, сазан,карп,жерех,усач,сом,сом змей голова,краснопёрка, и еще названия не помню, тут-же росла джида,тутовник,фисташка,барбарис,шиповник и т.д. Вот за эту территорию мы и воевали,да в прямом смысле,когда согласовался день, то мы пацаны собирались со всей Ферганы человек 40, ато больше и выходили за нефте базу,выстраивали больше укрепления из кусков глины и травы. строили стены,готовили вооружения, пращи, рогатки, поджиги,(самодельное огнестрельное), когда начинался бой,в ход шло всё, летели камни из пращей, рогаток, разрывались самодельные взрывпакеты, доставалось обоим сторонам, останавливались лишь тогда-когда пацаны из Маргилана бросались в бегство. Да были и ранения, поразительно, то что нас не кто из взрослых не останавливал, в то время взрослим не какого дела до нас не было. На весь Яр-Мазар был всего один участковый, которого я видел всего один раз. Это был тучный,обрюзглый,неряшливо одетый в форму человек лет пятидесяти, по нему было видно что его не чего и не кто не интересует. А вот,Терек мазар это центральная часть города - центр базар (рынок), базар это конечно что то, Перед входом на базар (рынок), по обе стороны сидят опушки (тётки) продают лепёшки (хлеб испечённый в тандыре),одетые в чачван и в паранджу,похожих на черные сидячие статуи, фигур и лиц рассмотреть было не возможно и казалось что они тоже не чего не видят, хотя я знал что там-же щели, догадывался что они видят всё что происходит во круг. Восточный базар это экзотика в сочетании с продажей и покупательским спросом, тут можно торговаться часами. Рядом с базаром протекал сай(речка) по берегу сая (речки) чайханы,чебуречные, шашлычные и т.д.. И конечно сай (речка) с прохладной водой.тут царство вольных брадобреев,тут - же рядом с саем (речкой) на скамеечки, а порой на камне, моют стригут и бреют головы на лысо.....На праздник здесь-же. на не большом свободным пяточке, располагаются бродячие артисты канатоходцы,клоуны.жонглёры ну и конечно палваны (силачи). Гремит музыка, это ревёт карнай (большие медные трубы по два метра) в которые с усилием и важностью дуют и раздувают свои щёки музыканты. Звенит дойра (бубен). Тонко выводит свои трели Най (флейта),и конечно дополняет этот музыкальный фон Сато (струнный инструмент с тремя струнами). Вся эта громкая музыка. в сочетании с гомоном толпы, создаёт не обыкновенно праздничное настроение и ожидание чего-то не обычного, загадочного,волнующего. Вот показывают своё мастерство канатоходцы,высоко над землёй на натянутом канате с шестами в руках, а то и без шеста, бегают,прыгают делают разные кульбиты. Парни одеты в красочнее костюмы,белые рубашки. ярко жёлтые жилетки и зелёные шаровары, девушки стройные и миниатюрные тоже в белых блузах,красных жилетках и в прозрачных розовых шароварах, всё из чистого Маргиланского шёлка. Одеяние осыпано блёстками, сверкает и искрится на солнце,толпа ликует,радостно аплодирует. Тут-же расхаживает весёлыё клоун,он шутит,смеётся,гримасничает ко всем пристаёт, дразнится вступает в полемику а порой даже хамит,но толпа не обижается а радостно хохоча старается ответить ему тем-же. Народ в толпе разный,вот кучкой стоят амаки (дядьки) из Бухары, на них Бухарские чапан (халат),халат отличается от узбекского, тут и опушки (тётки) с детьми, и взрослые и не очень, здесь же на корточках сидят седобородые бабаи (старики), среди толпы крутятся люли(Среднеазиатские цыгане),ну и конечно угры щипачи(карманные воры),ну уж где праздник там и они. Сладко тянет запахом жареного мяса, свежо выпеченных лепёшек, дымом от травы исрык, в разных странах она называется по разному.( гармала обыкновенная,степная рута,могильник,белобок,собачье зелье,дикая рута,бибик). Все это названия одного растения. Гармолу также называют шаманской травой, Её особенный запах ассоциируется с религиозными ритуалами восточных наций, также как запах ладана-с православной церковью. Ею окуривают буквально везде. Особенно этим пользуются люли (среднеазиатские цыгане) ходят по базару,окуривают все подряд, ну и конечно получат за это мзду, кто что даст,кто яблок,кто кисть винограда,лепёшку и т.д. Есть конечно и настоящие верующие дервиши(юродивые) которые посетили мазары(святые места).Отличительной особенностью дервиша было отсутствие собственности. Дервишу не подобало говорить, например, "моя обувь" или "моё то-то и то-то"- у него не должно быть собственности,поскольку всё принадлежит Богу. Если дервиш чем-то и владел, то он этим был обязан делиться. Иногда дервишей причисляют к монахам-но это спорно,так как сходство чисто внешнее,поскольку дервиши могли женится,имели собственные дома и жили своей собственной жизнью.....Ну вот кончается праздник и жизнь становится обычной, не торопливой, монотонной и спокойной....