Венгерский автопром известен в нашей стране по большей части автобусами Ikarus. Однако был период, когда в СССР поставлялись не только автобусы, но и грузовики из ВНР. Не сказать, чтобы у нас их было очень много, но свой след в советской транспортной отрасли они все же оставили. Речь идет об автомобилях Csepel (Чепель). В 60-е годы к нам поставлялось несколько моделей грузовиков этой марки. Самым колоритным из них был Csepel серии D700. О нем пойдет речь.
В 1949 году на окраине Будапешта, в предместье Чепель, на месте разрушенных в конце войны предприятий Weiss, началось строительство крупного машиностроительного комбината с одноименным названием, которому предстояло освоить помимо прочей машиностроительной продукции выпуск грузовых автомобилей. В апреле 1950 года с конвейера завода сошел первый среднетоннажный грузовик, получивший наименование Csepel D350. Его прототипом стал австрийский Steyr 380 грузоподъемностью 3,5 т.
В середине 50-х годов Csepel разработал бескапотный грузовик грузоподъемностью 7 т. Первая модель Csepel D700 в массовое производство не пошла, но стала основой для дальнейшего развития 700-й серии, выпуск которой был освоен в 1958 году. Новый грузовик выделялся, прежде всего, привлекательного вида автобусообразной 5-местной кабиной обтекаемой формы, которая во многом походила на выпускавшийся в то время автобус Ikarus 55.
На большинстве серийных моделей 700-го семейства стоял рядный 6-цилиндровый 4-тактный дизельный двигатель Csepel D614 рабочим объемом 8275 см3 мощностью 145 л.с. с водяным охлаждением в паре с механической 5-ступенчатой коробкой передач. Часть машин, прежде всего тягачи, оснащалась 180-сильным дизелем Csepel D609.
Наиболее широкое распространение в 700-м семействе получили седельные тягачи Csepel D705 с колесной базой 3400 мм, выпускавшиеся с различными полуприцепами – бортовыми, фургонами-рефрижераторами, цементовозами, бензовозами, молоковозами и т.д.
Также существовала версия балластного тягача Csepel D705.9.
Седельный и балластный тягачи Csepel D706 оснащалась 180-сильным дизелем Csepel D609.
Базовая модель Csepel D710 с колесной базой 4300 мм имела грузоподъемность 8 т и оснащалась бортовой платформой, а также выпускалась в виде шасси для установки различных надстроек. На этом шасси монтировали краны, эвакуаторы, поливомоечные машины, мусоровозы, цистерны для транспортировки разных жидкостей, в том числе молоковозы. Именно молоковозы получили наибольшее распространение в СССР. Венгерским внешнеторговым объединением "Могюрт " в нашу страну было поставлено порядка 800 таких машин.
Кроме этого, 700-е семейство включало самосвал с задней разгрузкой кузова Csepel D711 с колесной базой 4300 мм, характеризовавшийся грузоподъемностью 8 т.
Цистерны для перевозки различных жидкостей на короткобазном шасси (3400 мм) получили обозначение Csepel D707. Существовало несколько вариантов транспортного средства, которые отличались конструктивными изменениями, соответствующими перевозимому материалу: транспортировщики пищевых жидкостей D-707.02 и D-707.22, а также транспортировщики топлива D-707.03.
На базе Csepel 700-го семейства завод Ikarus изготовлял пожарные автоцистерны. Также производилась и другая пожарная техника.
Автомобили Csepel 700-го семейства выпускались долгое время, вплоть до 1975 года. На смену "круглому" Чепелю пришла новая модель с двигателем Raba-MAN и кабиной от польского грузовика Jelcz. Такая версия в СССР уже не поставлялась.
- Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой Дзен-канал и порекомендуйте его друзьям.
- У меня есть одноименный канал на "Пульсе". Там можно найти мои старые Дзеновские публикации и новые статьи.
#ссср #авто #грузовик #машина #Csepel #венгрия #автопром