Найти тему
Добролюбовка

О том, как исцелен был отрок Еразм: Замятин и Кустодиев

Сегодня в нашей рубрике книги_юбиляры – результат сотрудничества двух мастеров: Евгения Замятина и Бориса Кустодиева. Тот случай, когда нельзя сказать, что важнее: текст или иллюстрации к нему. Познакомившись с рассказом Замятина "О том, как исцелен был отрок Еразм" в иллюстрациях Кустодиева, воспринимать его без них, нам кажется, просто невозможно.

Если быть точными, в фонде Добролюбовки хранится не оригинальное издание издательства "Петрополис", напечатанное в Берлине в 1922 году тиражом в тысячу экземпляров, а его репринтное воспроизведение, подготовленное московским издательством «Книга» в 1989 году.

-2


Репринтные издания (от англ. reprint – перепечатка) – это точные копии уже изданных книг, они сочетают в себе качество современных материалов и дизайн оригинала, причем сохранение подлинности стоит на первом месте.
Глядя на эту тоненькую книжицу, сегодня мы вспоминаем не только трудные 1920-е, когда она была напечатана впервые, но и годы перестроечной свободы, когда запрещенные в Советском Союзе авторы стали возвращаться к читателям. Когда вернулся Евгений Замятин, вынужденно эмигрировавший в 1931 году и до самой смерти скучавший по Родине.

-3


Впрочем, произведение "О том, как исцелен был отрок Еразм" вовсе не трагическое. Это пародийное переосмысление чудес из житийной литературы, с которой Замятин как сын священника был хорошо знаком. Кустодиев создал свою не менее увлекательную художественную версию приключений иконописца Еразма. Все эскизы найденных иллюстраций Кустодиева сделаны прямо поверх первых набросков свинцовым карандашом.

-4
-5


Замятин вспоминал: «Эта книга […] была второй нашей совместной работой с Борисом Михайловичем. Задача для художника здесь была очень трудная. Речь шла, конечно, не о примитивной, откровенной эротике, вроде известных работ Сомова: нужно было в иллюстрациях дать то, что текст давал только между строк, только в намеках, в образах. И эта как будто неразрешимая задача была решена Кустодиевым с удивительным изяществом, с удивительным тактом – и добавлю еще одно: с большим чувством юмора».

Евгений Иванович Замятин, русский писатель
Евгений Иванович Замятин, русский писатель