Деревенская жизнь с её особым укладом породила немало удивительных и некогда востребованных занятий, большинство из которых со временем либо начисто изжили себя, либо в результате «переформатирования» (технический прогресс берёт своё!) приобрели осовремененный вид и превратились в самостоятельные (и не всегда привлекательные) профессии.
Заглянем в деревню образца позапрошлого века…
Оказывается, у крестьян умение плеваться не считалось пороком или детской шалостью - плевательные навыки были востребованы на полевых работах. Всё дело в том, что морковь и репу в старину сеяли иным (необычным) способом. Если семена разбрасывать перед собой (как это делается в наши дни), то имелось опасение, что ничего не взойдёт, поскольку они очень мелкие, к тому же, семена моркови из-за щетинок постоянно слипаются друг с другом. И вот тогда на первый план выходили плевальщики, технология которых требовала определённых навыков: они набирали семена в рот, приседали над грядкой и расплёвывали их особым образом. Попробуйте! Уверен, что получится не сразу! Опытные плевальщики пользовались особым спросом во время весеннего сева, соответственно, и зарабатывали они весьма недурно!
В довоенное время в нашей тверской деревне некоторые местные жители занимались добычей смолы хвойных деревьев (живицы), которая широко использовалась в качестве сырья для производства скипидара и твёрдой канифоли. По свидетельству старожилов, в местном колхозе даже имелась отдельная бригада, специализировавшаяся на этом промысле и приносившая неплохой доход в общую казну.
Мастера-умельцы (так называемые вздымщики) в нижней части ствола делали косые канавки-карры, по которым живица стекала в чашечки-приёмники, откуда её время от времени забирали. Работа была трудоёмкой и требовала не только опыта, но и выносливости: за день нужно было обойти большой участок труднопроходимого леса. Существовал и иной (более пассивный) формат добычи, когда по весне специальным топориком снимали кору и верхнюю часть древесины в половину окружности ствола и примерно в 30 см. высотой, а осенью собирали накопившуюся полузастывшую живицу, соскабливая её со ствола.
В современных российских деревнях нет шансов лицезреть офеню- так в старину называли странствующих мелких торговцев. У них были и иные названия - маяки, ходебщики, коробейники. В нашей деревне образца 60-70-ых годов прошлого века их именовали тряпичниками или сырьёвщиками. Они по нескольку раз в течение года объезжали на лошади с телегой отдалённые деревни, торгуя всякой мелочёвкой в обмен на сданное тряпьё (отсюда и их название). Помню из своего детства, как мы с нетерпением ожидали приезда своего одноногого тряпичника, у которого могли поживиться пугачами, стрелявшими серными пробками, и китайскими фонариками…
Если офени занимались мелкой торговлей, то вот прасолами являлись уже крупные торговцы. Поначалу ими были продавцы скота, мяса и рыбы, позднее - и другие оптовики, скупавшие у крестьян по дешёвке зерно, птицу, яйца, холст, пеньку, мёд и прочие товары. Не находите ничего общего с фарцовщиками? Наиболее известным и прибыльным занятием у них всё-таки оставался скотопригонный промысел: скупив по весне скот у крестьян, к осени они гнали стада в Петербург, Москву и другие большие города, где оптом продавали живность на бойни или посредникам. Иногда крупные прасолы подряжали на местном уровне мелкооптовых торговцев скотом, которых называли шибаями.
Деревенский люд, стремившийся на заработки в крупные города, не брезговал любыми предложениями, даже такими неприятными, как очистка выгребных ям и отхожих мест. Особенно актуальным вопрос вывоза нечистот и других отходов становился весной - и тогда на помощь немногочисленной команде городских ассенизаторов приходили частные золотари (они же отходники или парашники) из числа крестьян. Те использовали возы с большими герметично закрывавшимися бочками: наполнив ту нечистотами из выгребной ямы специальным ковшом, они вывозили её куда-нибудь (специальные места для утилизации нечистот властями редко где устанавливались) и опорожняли. О канализации как таковой в те времена ещё даже не мечтали…
Читайте мои предыдущие публикации на канале:
- Деревенский дед наконец-то выкопал колодец в деревне
- Концерт давно окончен... А допета ли песня? Или почему от нас уходят проверенные годами и многими поколениями советские лекарства
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!