Знаете, я не буду хвалить, или ругать сейчас данную Вселенную. Несомненно, у неё есть свои фанаты и поклонники. Более того, мне даже понравились некоторые аспекты, которые были описаны в романах, но, скажем так, далеко не все. Да, видно, что авторы старались сделать всё, чтобы было интересно, но порой, читая эти романы, начинаешь вспоминать басню «Слон-живописец», то есть, при написании книг, создавалось такое впечатление, что авторы старались угодить всем. Нет, я могу их понять – если ты, живя и работая в тех же США, хочешь издаваться и продаваться, изволь писать так, чтобы твои книги соответствовали стандартам. Вон, коллеги недавно писали о том, что недавно в списках на одну из престижных премий в области фантастики, выдвинули… только авторов-женщин. И написано это было… не сказать, что сильно качественно и интересно. Зато – всё соответствовало стандартам. Сейчас, кстати, вспоминаю ролик одного киноблогера, когда тот озвучивал новые правила номинации на «Оскара» – мол, «выкрутятся, наймут таких людей в обслугу, поставят на неглавные роли, и так далее» – ага, конечно! Именно кино и литературу вся эта «повесточка» душит в первую очередь… Но, давайте к теме, что ли…
Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Виктор Айрон, Ильдар Арасланов, Сергей Ряховский, Петр Усов и Lorgar Balthasar. Огромное им за это спасибо!
Итак, серия книг «Экспансия». По ней был снят сериал – несколько сезонов. Сериал я почти не смотрел – просто я слишком быстро переключился на книги, обнаружил там сильные отклонения от книг, и больше не смотрел – читать мне было интереснее. К тому же, очень странно смотреть сериал, над сюжетом которого работали авторы книг, и видеть, настолько сильные отклонения от текста. Например, капитан «Кентербери» приказал не реагировать на сигнал бедствия и даже «потёр» бортовой журнал. Это было в сериале. В книге же ничего такого не было, и тот «катер» был отправлен на помощь незамедлительно. И зачем было делать капитана таким… нехорошим человеком? Типа, смерть всё спишет? Ну, некрасиво же!
Или мелкие отклонения, которые после книги (это я про первый роман), с одной стороны, были понятны, но с другой – вызывали недоумения. Например, в романе было сказано, что в рубках не было никаких огромных экранов. Дескать, это непрактично, неудобно и всё такое. И так-то да, сие обосновано. А что мы видим в сериале? Огромные экраны везде и всюду, такого размера, каких и на «Энтерпрайзе» не было… Хотя, снято, конечно, красиво, спорить не хочется…
Но давайте поговорим о самой Вселенной, что описана в этих романах. Что с ней хорошо, что не очень, при чём здесь Роберт Хайнлайн, и что тут вообще не так, и при чём здесь, собственно, «повесточка»?
Итак, романы начинаются с того, что у нас Солнечная система в относительно недалёком будущем. Люди колонизировали Марс, люди колонизировали Пояс астероидов, и… правильно мира в Солнечной системе, тоже нет. В чём это выражается? Да просто в том, что Марс очень сильно хотел автономии от Земли. Кстати говоря, почему-то, не раз и не два в такой вот «фантастике ближнего прицела», марсиан обязательно делают очень воинственными персонажами. Мол, если люди живут на Марсе – у них обязательно будут сильные армия и флот, и постоянно они будут в конфронтации с Землёй. И, кстати говоря, то, что Земля – против того, чтобы колонии хотели автономии – это тоже, уже клише. Нет, серьёзно, после такого количества самых разных книг, где это уже было – это уже вызывает совершенно противоположные эмоции…
И есть жители Пояса – «белтеры» (от «belt» - «пояс»), или «астеры», которые вкалывают до посинения, чтобы просто выжить, их жизни, так или иначе, принадлежат корпорациям, а большую часть всех доходов получает, конечно же… Земля. Вот честно – штамп на штампе и штампом погоняет. Сам быт «астеров», понятно, показан очень печальным, у них даже полиция принадлежит разным корпорациям. Защищают они, понятное дело, не интересы простых людей, а сотрудников этих самых корпораций. Понятное дело, что на астероидах плохо не только с гравитацией, но и со всем – даже вода только привозная. Именно потому и получило такой громкий резонанс дело «Кентербери» – это была посудина, которая «ловила» ледяные астероиды, ядра комет и всё такое, где содержалась вода…
Так вот, давайте разбираться, что ли, откуда «растут уши» в данной Вселенной. Например, про быт жителей астероидов писал такой Роберт Хайнлайн. Было это у него, например, в «Космическое семейство Стоун», или же «Перекати-поле», как ещё можно перевести название этого романа, «Rolling Stones». Кстати, там у него хорошо рассказывается и про Луну, и про Марс, и, непосредственно, про Пояс. И опять же, история с конфликтом между Землёй и колониями – «Луна – суровая хозяйка», «Красная планета». Но особенно хорошо, кстати говоря, описано это было именно в «Луне» – самая что ни на есть настоящая война, бессмысленная и беспощадная. Бессмысленная потому, что Земля могла послать корабли на Луну, но без дозаправки они уже не могли оттуда вернуться. А дозаправиться они могли… только на Луне… А беспощадная… На Луне не было оружия. Была только катапульта для отправки на Землю барж с зерном. И был суперкомпьютер, который контролировал полёт этих барж до земной орбиты. А теперь вопрос – может ли такой компьютер контролировать запуски не барж с зерном, а булыжников? Да запросто! Собственно, они это и делали… Но – это одна книга, и вся война завершилась довольно быстро. Люди наши общий язык, и в том же «Семействе», которое сюжетно позже «Луны» – уже во всей Солнечной царит мир!
У Джеймса же Кори (а это, на самом деле, творческий союз двух авторов, Дэниела Абрахама и Тая Френка) такой «вооружённый до зубов» нейтралитет уже не один десяток лет. Да ещё и «борцы за права «астеров»», которые порой ведут себя, как террористы… В общем, мир, в который довольно сложно поверить. Мир, который, честно говоря, описан… довольно неприглядно – ну, например, что касается эмпатии к персонажам. Тут её особо ни к кому и не испытываешь. Нет, я понимаю, что тут есть интересные и симпатичные люди. Они, по-своему, даже хорошие. Но вот сопереживать им… как-то не получается. Ну, разве что детектив Миллер, что работал на Церере. Он – наверное, единственный персонаж, к которому можно что-то такое испытывать. Остальные… нет. Джеймс Холден, хоть и имеет довольно интересную историю, не тянет на того, кому можно сопереживать, Амос – откровенно мерзкий тип, а Камал постоянно ноет и вообще, ведёт себя странно, если учесть, что он, вообще-то, офицер марсианского флота…
Несмотря на это, я не без удовольствия прочитал первый и второй романы. Да и третий роман был интересным. Если бы не одно «но», но об этом чуть позже…
Знаете, авторы на самом деле старались развивать свою Вселенную. Например, мне очень сильно понравился рассказ про «двигатель Эпштейна». Главный герой, конечно, косячник тот ещё – отправился испытывать свой двигатель, не подумав ни о какой «страховке», но всё же. Кстати, его было на самом деле жалко. Не совсем, правда, понятно, «как оно работает», но я могу предположить, что он просто додумался использовать реактор яхты для того, чтобы разогревать рабочее тело и выбрасывать его из сопла двигателя на высокой скорости, возможно, контролируя скорость получившейся струи. Например, если рабочее тело доводить до состояния плазмы, которую можно ещё разогнать при помощи ускорителя – можно получить довольно приличное ускорение. Собственно, именно ускорения он и не выдержал, не смог выключить его – ну и, как говорится, «конец немного предсказуем»… А ведь можно было придумать какой-нибудь «аварийный размыкатель», на крайний случай, просто цепочку (веревку) на сектор тяги двигателей, второй конец – на руку. Как только понял, что «всё, летим слишком быстро» – дёрнул, или потянул, и всё, ускорения нет…
Соответственно, и то, что был придуман потом «сок», который не давал потерять сознание при полёте под таким ускорением – это тоже знак того, что авторы развивают и прорабатывают свою Вселенную, за что им большое спасибо.
То есть, с одной стороны, мы имеем динамично развивающуюся Вселенную, несколько вторичную, но пока что интересную. Есть нечто непознанное, из-за чего, по сути, меняется баланс сил и может начаться война (и начинается, по факту!) – та самая Протомолекула, которую, конечно же, кое-кто сильно хочет использовать в качестве оружия. И всё это, на самом деле, могло бы быть интересным, если бы… нет, дело на самом деле не в «повесточке», тем более, что та «священница» (интересно, есть ли такое слово?) была довольно симпатичной. Дело в том, что все эти «Врата», что ведут куда-то в другие миры, все эти «артефакты иных цивилизаций» – всё это уже было, и было даже в более интересном виде. Это были загадки, это было частью сюжета и так далее. А что тут? Появились Врата, через которые можно было куда-то улететь? Хорошо, пусть летят, но мы всё равно будем воевать друг с другом. Протомолекулу создала иная, более могущественная цивилизация? Хорошо, давайте подумаем, как с её помощью убить побольше своих же…
Вот смотрите – сюжеты, в котором люди сталкиваются с артефактами иной цивилизации, известны. И итогом там будет то, что сюжет на этом будет завязан. На том, чтобы понять, кто это и что это. Порой люди сталкивались с теми, кто это сделал, или с теми, кто сражался с теми, кто всё это сделал (как это было у Дугласа в «Наследии»), а что здесь? А здесь сюжет скатывается именно к «переливанию из пустого в порожнее» – люди хотят воевать друг с другом, много политики и да… можно пару слов и о «повесточке»…
Как я уже упомянул, в третьем романе есть «русская священница-лесбиянка». Она там даже оказывает влияние на сюжет. Сама по себе, как человек и персонаж. Но, вопрос – а как на это дело вообще влияет её ориентация? Я не раз говорил и писал, что мне такие вещи не нравятся – но я не закрываю книгу только потому, что там что-то такое есть. Я могу снова привести в пример Арту Феру из «Запретных границ» Гира. Там имеет объяснение её ориентация. Точнее, она сама даёт ей объяснение, говоря, что «с женщинами ей просто спокойнее», и это именно, что показано в сюжете – я снова про её общение со Скайлой, когда она на самом деле… защитила её, не дав Айле «выжать Скайлу досуха» на допросе. И то, что Арта так тянула время во время возвращения, тоже помогло – тут и Товарищи подоспели. Но, в общем и целом, это сыграло на руку развитию сюжета. А что тут? Нам говорят о том, что она такая – и всё. И зачем нам такая информация? Для того, чтобы в книге был такой герой? Ну, знаете ли… спорное решение, знаете ли…
Кто-то скажет, что я по трём романам сужу о целой Вселенной, но… тут такое дело. Я не просто так упомянул «Наследие» Дугласа. Там тоже – войне и боевым действиям отведено немало места. Только вот, на протяжении всех романов первой трилогии – «Лик Марса», «Лунная пехота», «Схватка за Европу» – всё же люди думают о том, кто вообще прилетал в Солнечную и что будет, если они вернутся. И потом, когда «они» всё же возвращаются – люди всё же пытаются оказать сопротивление. Они знают, кто их враг, и что с этим врагом надо делать. То есть, ещё в первых романах есть Тайна, и остальные романы движутся по направлению к этой Тайне. Здесь же, увы, не так…Так что, выражаясь словами из одной игры – «Прицел на рубль, выстрел на копейку». То есть, авторы старались, пытаясь раскрутить свою Вселенную, но получилось – так себе, увы…
Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. И если Вы любите фантастику так же, как люблю её я - подпишитесь на канал "Переплёт", автор которого о фантастике знает если и не всё, то почти всё - точно!