Главной кузницей передовой автомобильной мысли в СССР, конечно же, является НАМИ (Научно-исследовательский автомобильный институт). Его по праву можно назвать Детройтом или Турином России. Именно здесь в конце 80-х гг. был собран на коленке автомобиль, который производил ошеломляющее впечатление.
Сборка под открытым небом
Конец 1980-х годов был неспокойным временем для СССР. Экономические и политические трудности в конечном итоге не удалось решить. Это было неподходящее время для создания гоночного проекта, но инженеры, дизайнеры и испытатели - Сергей Белов, Игорь Панасенко, Андрей Коморов, Сергей Дикер, Дмитрий Федосов и Сергей Бриль - хотели создать автомобиль, который бы не посрамил легендарный старт "Дакара".
Если бы энтузиасты в полной мере оценили сложность задачи, они, возможно, сразу бы сдались. Однако в 1987 году советские граждане знали о "Дакаре" лишь по полустертым кадрам в телевизионных спортивных новостях и редким публикациям в журнале "За рулем". С другой стороны, когда же мечтать, если не в молодости? В конце концов, многие из тех, кто внесли свой вклад в изобретение “Апельсина”, являлись вчерашними студентами.
Да, энтузиасты из NAMI добровольно, почти за свой счет, создали невероятный "болид". Стоит отметить, что началась работа над макетом будущего бампера NAMI прямо в палатке во дворе NAMI. Однако то, чего достигли конструкторы, кажется еще более впечатляющим.
Позже, когда гоночные автомобили, построенные инженерами Nami, стали появляться в национальной и международной прессе, “Апельсин” часто называли "русским Quattro". Это явная отсылка к первому полноприводному раллийному автомобилю, созданному инженерами Audi.
Технические характеристики
NAMI-0290, конечно, не лишен полного привода, но по внешнему виду он напоминает другую легенду ралли 1980-х годов - французский прототип Peugeot 205 Turbo 16 из группы B. Он дважды выигрывал чемпионат мира по ралли, а также побеждал в гонке Париж-Дакар в 1987 и 1988 годах.
Советский "Кваттро" на самом деле больше похож на "пыжика", чем на раллийный Audi. Его отличает узнаваемый дизайн антикрыла, характерные рисунки задней стойки крыши. Ярко-оранжевая окраска NAMI-0290 является отсылкой к этому шасси и боевой желтой окраске, которую Пежо 205 носила на Дакаре 1987 года!
Мы тебя слепили из того, что было
Хотите верьте, хотите нет, но советский раллийный автомобиль был построен на базе кузова "Таврии" ЗАЗ-1102, от которого остались только лобовое стекло, двери, задняя оптика и другие детали. На базе двигателя ВАЗ-2106 с карбюратором Солекс и турбокомпрессором, обычная 1,6-литровая четырехцилиндровая версия развивала мощность чуть более 120 л.с., а экспериментальная версия с впрыском топлива, разработанная на Ленинградском карбюраторном заводе, должна была увеличить мощность до 140 л.с. Это было обещано. Однако этот вариант не удалось доработать.
К стандартной трансмиссии от ВАЗ-2108 была добавлена промежуточная коробка передач для распределения крутящего момента на передние и задние колеса. А венчала список заимствованных агрегатов главная пара от "Нивы".
Другими словами, концептуально автомобиль соответствовал раллийным тенденциям того времени, но серийные детали сильно ограничивали его гоночный потенциал. При всем уважении, 120 л.с. - это очень мало. Кроме того, при скромной длине 3800 мм и колесной базе 2520 мм, НАМИ-0290 нельзя назвать легким. Даже сухой вес ралли-кара превышал одну тонну. С максимальной скоростью 153 км/ч неудивительно, что российский Quattro не был серьезным гоночным автомобилем.
Вес гонкам не помеха
В реальных соревнованиях он блистал даже при скромной динамике: боевое крещение "Апельсина" прошло в декабре 1988 года. Не в "Дакаре", а только на дороге ралли "Память», проходящем в Подмосковье. Веселый маленький автомобильчик впервые успешно выступил в автокроссе. На грунтовых дорогах "Апельсин" уверенно обгонял УАЗ и ЛУАЗ. С полным приводом это было не слишком сложно, несмотря на недостаток мощности и достаточно большой вес.
Деятельность энтузиастов НАМИ получила короткие, но приятные отзывы. Они появлялись в журнале “За рулем”, автоспортивном журнале AMC и даже в итальянском “AutoSprintа”, который был детищем самого Энцо Феррари. Апельсин" выставлялся на национальных и международных выставках и неизменно получал хорошие отзывы. НАМИ-0290 технически можно назвать полностью самостоятельно построенным автомобилем, поэтому именно он занял призовое место на Всесоюзном фестивале "Самавто-89".
У создателей Orange были большие планы, включая новый 1,8-литровый двигатель АЗЛК и разработку модернизированной версии “Апельсин” Evo II. Кстати, в конечном итоге он вышел с индексом "NAMI-0300". Но оригиналу не повезло: в начале 1990-х годов автомобиль был буквально разделен на куски. Интересный, но гораздо более сложный в доработке дизайн вдруг стал неинтересным.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
#автоспорт #ралли #дрифт