21 сентября 2021 года произошло знаменательное событие в истории российского подводного флота. По разным причинам она не получила широкого обсуждения. Подводная лодка "Санкт-Петербург" (проект 677 "Рада") стала боевой единицей. Тестовые операции были завершены. Подводная лодка вошла в состав Северного флота.
Еще один проект военно-морского строительства, связанный с распадом Советского Союза, был завершен: подводная лодка была построена в 1997 году и спущена на воду в 2004 году. И потребовалось много времени, чтобы довести до ума ранее не использовавшиеся узлы и агрегаты.
Система ВНЭУ: прошлое или будущее
Проект 677 должен был заменить устаревшую "Варшавянку". Инженеры Центрального конструкторского бюро "Рубин" сделали все возможное и, по сути, создали новый дизайн. Однако технологические связи, доставшиеся России после распада Советского Союза, были нарушены, и подводная лодка будущего была разрушена.
Многие технологические инновации оказались недоступными для российской экономики. И самая главная проблема - это проблема сердца корабля - двигателя.
В результате, испытания подводных лодок последнего поколения продолжаются до 2021 года; производство подводных лодок типа 636 должно продолжаться; а новое поколение подводных лодок должно быть построено в ближайшие несколько лет. Адмиралтейские верфи исправно поставляли флоту "Варшавянки", шесть из которых отправились на Черноморский флот. Такое же количество планируется для Тихоокеанского флота.
Однако проект 636 (“Варшавянка”), который был модернизирован, - это уже вчерашний день. Приказ ВМФ по Варшавянке был вынужденной мерой. Эксперимент с Ладой затягивался и не было времени ждать супер-новую подводную лодку. А российского ВНЭУ все еще не было. Она безнадежно отстала от мировых тенденций. Подводные лодки с воздухонезависимой силовой установкой уже давно бороздят Мировой океан. Их производят от Южной Кореи до Испании.
Официальные данные свидетельствуют о том, что строительство воздухонезависимых подводных лодок в общепринятом понимании в России прекращено. Перспективы не очень хорошие.
Лада - новые технологии
Тем временем проект "Лада" неожиданно заработал. Еще две подводные лодки уже заложены, и их строительство идет полным ходом. Но как насчет двигателей? Возможно, это лишь своеобразная ширма, говорящая об отсутствии российского ВНЭУ. Конструкторы просто "перепрыгнули" через классическую ступень двигателя Stirling.
Существование ракеты "Буревестник" с неограниченной дальностью полета стало реальностью. Почему бы не использовать тот же мини-реактор для приведения в движение подводных лодок? Такое решение позволит заряжать батареи подводной лодки без всплытия или запуска дизельных двигателей. Может пройти от двух до трех недель, прежде чем подводная лодка, оснащенная современным ВНЭУ, всплывет на поверхность. Поскольку батареи заряжаются от ядерного оружия, время их пребывания в воде будет ограничено только запасами воды и пищи экипажа.
Перспективы проекта
В итерации GPW на 2011-2020 годы было объявлено о строительстве еще шести ДЭПЛ проекта 636.3 для Тихоокеанского флота. Эта необходимость возникла после того, как стало ясно, что непрерывное строительство новейших подводных лодок четвертого поколения проекта 677 "Лада" к началу тридцатых годов будет невозможно. Это произошло потому, что головной корабль столкнулся с огромным количеством проблем, которые он решительно отказывался решать.
Как известно, лодка 636.3 была модернизированной версией "Варшавянки", которая, несмотря на свои достоинства, сама была экспортной версией "Партаса". Эти корабли лучше и прочнее, чем оставшиеся сегодня ДЭПЛ проекта 677, но они не находятся на переднем крае военного технологического прогресса. Справедливо будет сказать, что корабли проекта 636.3 устарели. Тем не менее, даже самый "молодой" корабль этого типа, "Могоча", находится в эксплуатации уже четверть века, поэтому очевидно, что "Палтус" не будет существовать долго.
Тем не менее, планирование и исполнение - это две совершенно разные вещи. Стало ясно, что огромная сумма в 20 триллионов рублей, запланированная в Национальном плане вооружений на 2011-2020 годы, должна быть "освоена", причем большая ее часть - в 2016-2020 годах. В результате российское руководство было вынуждено отказаться от Национальной целевой программы на 2011-2020 годы и заменить ее новой Национальной целевой программой на 2018-2027 годы. К сожалению, никаких подробностей о новой национальной программе вооружений обнародовано не было, известно лишь, что ее финансирование будет гораздо скромнее, чем планировалось в предыдущей национальной программе вооружений. Однако в бочке дегтя были соты. Планировалось остаться на достигнутом уровне, то есть расходы на ГПВ на 2018-2027 годы были рассчитаны так, чтобы финансы ВС РФ были не хуже, чем сейчас.
Тем не менее, судьба шести кораблей ДЭПЛ, естественно, находится под угрозой сейчас, когда финансирование ограничено. Тем более что после строительства черноморских ДЭПЛ, несмотря на очевидное снижение производственных мощностей Адмиралтейской верфи, было построено всего два новых корабля: Б-274 "Петропавловск-Камчатский" и Б-603 "Болхов", официальная закладка которых состоялась 28 июля 2018 года. Автор статьи начал всерьез беспокоиться, что эти две подводные лодки станут концом дела...
Но все равно кажется, что он может получиться хорошим. Теперь первая хорошая новость: 28 марта 2019 года состоялась церемония спуска на воду головной ДЭПЛ проекта 636.3 для Тихоокеанского флота.
Сможет ли Лада стать проектом России будущего? Не забудьте высказать свое мнение в комментариях.
#ваз #лада