Найти тему
Кабанов // Чтение

Несколько замечаний о Чоудроне (новелла Хаксли)

Оглавление

Новелла Хаксли «Чоудрон» может считаться, на мой взгляд, предвестником его повести «Гений и богиня». Очень уж схожа общая сюжетная канва. Двое друзей во время непринужденной беседы наталкиваются на известие в газете о смерти некоего Чоудрона. И один из них, когда-то знакомый с этим господином, начинает рассказывать историю его жизни. Попутно в повествование вклиниваются размышления о литературе, религии, женщинах, моральном выборе и некоторых других вещах, что занимали ум писателя. Разбираемся, как Хаксли мастерски удалось поместить мысли достойные философских трактатов в небольшую новеллу.

Олдос Хаксли, источник Яндекс картинки
Олдос Хаксли, источник Яндекс картинки

Сила слова

Один из ключевых и переходных моментов к обсуждению личности Чоудрона является признание мистера Тилни – стареющего журналиста и литератора – о том, что известную автобиографию этого джентльмена написал он. Тилни и жалеет о своём поступке и нет одновременно. Он говорит, что несмотря на возможность выбора, он поступился своими принципами, выбрав денежное вознаграждение, что так и не принесло ему ни успеха, ни счастья – только разочарование.

Сила слова и литературы для Тилни заключена в том, что таким образом автор буквально способен переписать жизнь. Ну или хотя бы преобразовать ее, создав более привлекательный и в чем-то даже более живой образ человека, о котором идёт речь. Так вышло в случае Чоудрона. Все темные стороны его биографии были опущены мистером Тилни, а самые мелкие достоинства раздуты до невероятности, что упрочило репутацию афериста и финансового обманщика Чоудрона, сколотившего себе огромное состояние с помощью доверившихся ему предпринимателей.

Книги Олдоса Хаксли, источник Яндекс картинки
Книги Олдоса Хаксли, источник Яндекс картинки

Трудность выбора

Ещё один жизненный аспект человеческого существования, на котором заостряет своё внимание Олдос Хаксли, это постоянная необходимость делать выбор. И есть ситуации, когда выбор вступает в противоречие с моралью. Наверное, поэтому наиболее ярко здесь представлены два персонажа – сам рассказчик мистер Тилни и герой его истории Чоудрон. Если первому ещё возможно сопереживать, поскольку, по его словам, на момент предложения Чоудрона он был в затруднительном положении, то второй явно вызывает отторжение.

Но не забывает автор и о том, что с выбором следуют и последствия. Складывается ощущение, что предав самого себе, пойдя на сделку с совестью, всю дальнейшую свою жизнь Тилни как бы сам себя наказывает своей безвестностью и невозможностью стать полноценным литератором. Ведь у него явно были возможности для прорыва, но будто он сознательно ими не пользовался. Поэтому, несмотря на свою большую ошибку, Тилни в глазах читателя выглядит более достойным и порядочным человеком, чем Чоудрон. В какой-то мере его даже жаль.

Книги Олдоса Хаксли, источник Яндекс картинки
Книги Олдоса Хаксли, источник Яндекс картинки

Человеческая двойственность

Продолжая оперировать и рассматривать жизни созданных им персонажей, Хаксли прикасается к теме двойственности человеческого существа или даже его души. В характеристике, данной мистером Тилни Чоудрону, тот говорит, что в нем одновременно уживалась ни с чем не сравнимая жестокость и беспощадность по отношению к тем, за счёт кого он делал своё состояние, и бескрайняя щенячья нежность к окружавшим его женщинам.

У Тилни же, как мы уже выяснили, все-таки превалировали честь и достоинство английского джентльмена, а не только жажда наживы или славы. Хаксли показывает, что человек не может быть на 100 процентов абсолютно плохим или хорошим. Все мы есть собрание пороков и добродетелей в одном флаконе – просто в ком-то чего-то больше или меньше.

Книги Олдоса Хаксли, источник Яндекс картинки
Книги Олдоса Хаксли, источник Яндекс картинки

Неминуемость возмездия

Ещё одна вещь, о которой размышляет автор – это последствия человеческого выбора, который никогда без них не обходится. Здесь Хаксли обозначает эту вещь несколько жёстче, именуя ее возмездием или Немезидой – греческой богиней правосудия. Или, зная увлечение писателя восточными религиями, он ведёт разговор о карме. Так мистер Тилни, единожды решившийся поступиться своими принципами, на всю оставшуюся жизнь остаётся журналистом средней руки и неизвестным литератором. В его понимании – это личная для него Немезида со стороны провидения.

С Чоудроном же, на первый взгляд, кажется все нормально. Несмотря на свои гнусности, его жизнь вполне благополучна, пока в ней не появляется женщина, которую он называет Феечка. Она буквально преображает его существование, делая героя ещё счастливее. Немезида здесь заключается в том, что, хоть и кажется, что даже теперь он вышел сухим из воды, после смерти возлюбленной он постепенно сходит с ума, увлекается спиритизмом и скоропостижно умирает от тоски по любимой. Небеса не обошли стороной и его фигуру.

А как вам кажется, о чем этот рассказ английского писателя?