Новелла Хаксли «Чоудрон» может считаться, на мой взгляд, предвестником его повести «Гений и богиня». Очень уж схожа общая сюжетная канва. Двое друзей во время непринужденной беседы наталкиваются на известие в газете о смерти некоего Чоудрона. И один из них, когда-то знакомый с этим господином, начинает рассказывать историю его жизни. Попутно в повествование вклиниваются размышления о литературе, религии, женщинах, моральном выборе и некоторых других вещах, что занимали ум писателя. Разбираемся, как Хаксли мастерски удалось поместить мысли достойные философских трактатов в небольшую новеллу.
Сила слова
Один из ключевых и переходных моментов к обсуждению личности Чоудрона является признание мистера Тилни – стареющего журналиста и литератора – о том, что известную автобиографию этого джентльмена написал он. Тилни и жалеет о своём поступке и нет одновременно. Он говорит, что несмотря на возможность выбора, он поступился своими принципами, выбрав денежное вознаграждение, что так и не принесло ему ни успеха, ни счастья – только разочарование.
Сила слова и литературы для Тилни заключена в том, что таким образом автор буквально способен переписать жизнь. Ну или хотя бы преобразовать ее, создав более привлекательный и в чем-то даже более живой образ человека, о котором идёт речь. Так вышло в случае Чоудрона. Все темные стороны его биографии были опущены мистером Тилни, а самые мелкие достоинства раздуты до невероятности, что упрочило репутацию афериста и финансового обманщика Чоудрона, сколотившего себе огромное состояние с помощью доверившихся ему предпринимателей.
Трудность выбора
Ещё один жизненный аспект человеческого существования, на котором заостряет своё внимание Олдос Хаксли, это постоянная необходимость делать выбор. И есть ситуации, когда выбор вступает в противоречие с моралью. Наверное, поэтому наиболее ярко здесь представлены два персонажа – сам рассказчик мистер Тилни и герой его истории Чоудрон. Если первому ещё возможно сопереживать, поскольку, по его словам, на момент предложения Чоудрона он был в затруднительном положении, то второй явно вызывает отторжение.
Но не забывает автор и о том, что с выбором следуют и последствия. Складывается ощущение, что предав самого себе, пойдя на сделку с совестью, всю дальнейшую свою жизнь Тилни как бы сам себя наказывает своей безвестностью и невозможностью стать полноценным литератором. Ведь у него явно были возможности для прорыва, но будто он сознательно ими не пользовался. Поэтому, несмотря на свою большую ошибку, Тилни в глазах читателя выглядит более достойным и порядочным человеком, чем Чоудрон. В какой-то мере его даже жаль.
Человеческая двойственность
Продолжая оперировать и рассматривать жизни созданных им персонажей, Хаксли прикасается к теме двойственности человеческого существа или даже его души. В характеристике, данной мистером Тилни Чоудрону, тот говорит, что в нем одновременно уживалась ни с чем не сравнимая жестокость и беспощадность по отношению к тем, за счёт кого он делал своё состояние, и бескрайняя щенячья нежность к окружавшим его женщинам.
У Тилни же, как мы уже выяснили, все-таки превалировали честь и достоинство английского джентльмена, а не только жажда наживы или славы. Хаксли показывает, что человек не может быть на 100 процентов абсолютно плохим или хорошим. Все мы есть собрание пороков и добродетелей в одном флаконе – просто в ком-то чего-то больше или меньше.
Неминуемость возмездия
Ещё одна вещь, о которой размышляет автор – это последствия человеческого выбора, который никогда без них не обходится. Здесь Хаксли обозначает эту вещь несколько жёстче, именуя ее возмездием или Немезидой – греческой богиней правосудия. Или, зная увлечение писателя восточными религиями, он ведёт разговор о карме. Так мистер Тилни, единожды решившийся поступиться своими принципами, на всю оставшуюся жизнь остаётся журналистом средней руки и неизвестным литератором. В его понимании – это личная для него Немезида со стороны провидения.
С Чоудроном же, на первый взгляд, кажется все нормально. Несмотря на свои гнусности, его жизнь вполне благополучна, пока в ней не появляется женщина, которую он называет Феечка. Она буквально преображает его существование, делая героя ещё счастливее. Немезида здесь заключается в том, что, хоть и кажется, что даже теперь он вышел сухим из воды, после смерти возлюбленной он постепенно сходит с ума, увлекается спиритизмом и скоропостижно умирает от тоски по любимой. Небеса не обошли стороной и его фигуру.
А как вам кажется, о чем этот рассказ английского писателя?