Найти тему
Чёрно-белое кино

"Земля" А. Довженко: великая агитка

Оглавление

Я уже рассказывал о двух картинах из списка двенадцати лучших фильмов всех времён и народов по мнению кинокритиков Всемирной выставки в Брюсселе 1958 года. Это "Кабинет доктора Калигари" Роберта Вине и "Нетерпимость" Дэвида Гриффита. На очереди еще один фильм

Афиша фильма
Афиша фильма

Один из лучших

Лично для меня брюссельский список примечателен тем, что целых три из двенадцати картин - наши, советские. И они там не по какой-то случайности, а вполне заслуженно: где-то до 30-х годов наша отечественная киношкола была одной из самых авторитетных в мире. А что касается списка, в него входят: "Броненосец Потемкин" С. Эйзенштейна, "Мать" В. Пудовкина и "Земля" А. Довженко. Вот как раз о последнем я и хочу сегодня поговорить.
Классик украинского кино получил по сути соцзаказ на обычную агитку о внедрении тракторной техники в местных колхозах. А получилось у него великое созерцательное полотно, наполненное поэзией природы и языческим духом. И все это в 1930-м году! На западе фильм приняли с восторгом. А у нас впервые показали без купюр только в 70-е. "Уберите порнографию!" - вот что сказал о шедевре Довженко Товарищ Сталин.

Яблоки и дождь
Яблоки и дождь

Кулаки и коммунисты

Сюжет фильма прост. Украинское село. С одной стороны кулаки во главе с Хомой, а с другой коммунисты во главе с Василем. Василь с товарищами пригоняют в село полученный в области трактор и демонстрируют кулакам, насколько колхозники с техникой быстрее и эффективнее работают на полях, чем кулаки с боронами и лошадками. Кулаки видят преимущество, понимают, что у них нет никаких шансов и убивают Василя, а потом раскаиваются. Но это все равно, что рассказывать сюжет "Зеркала" Тарковского: к пониманию фильма пересказ сюжета не приблизит ни на йоту. Кстати, "Землю" Довженко часто сравнивают с фильмами Тарковского и не случайно. При просмотре "Земли" с первых же кадров чувствуешь знакомую по картинам Тарковского созерцательность и медитативность. Особенно, в изображении природы.

Невеста Василя
Невеста Василя

Фильм, как я уже говорил, снят в 1930-м году. Можно сказать, что он - квинтэссенция изобразительной силы немого кино как искусства. Это вершина, выше которой жанр уже не мог бы подняться. А ещё при просмотре "Земли" у меня возникло ощущение, что будь картина звуковой, она очень сильно потеряла бы в своей изобразительности. Диалоги (которых, в фильме, кстати, не так уж мало) звучали бы безжизненно и неестественно. А так, смотришь на эту колосящуюся рожь, на тяжёлые яблоки, по которым хлещут тугие струи дождя, на эти удивительные параллельные планы, когда показывают сначала мычащих коров и ржущих лошадей, а потом улюлюкающих кулаков, на лицо отца Василя, показанное резко, тремя планами со склейкой. Смотришь и чувствуешь магию этого старого черно-белого фильма, его невероятную изобразительную силу. Есть у Довженко и отсылки к коллегам по киноцеху. Сцена сбора и обработки зерна заставляет вспомнить "Человека с киноаппаратом" Дзиги Вертова и "Механический балет" Фернана Леже.

И коровы
И коровы

Клубничка

Советским идеологам было, за что ругать кинопоэму Довженко. Слишком уж эта восхваляющая колхозы "агитка" не вписывалась в рамки пролетарского искусства. Достаточно вспомнить сцену, где Василь и его товарищи "оживляют" заглохший трактор, дружно мочась в радиатор. А сцена, в которой совершенно голая невеста застреленного Василя в отчаянии мечется по хате, был, вероятно, самым первым показом обнаженного женского тела в игровом кино. И это в СССР, где, как известно, никакого секса не было.
Пролетарский трибун Демьян Бедный по этому поводу писал:
И неужто мы эти половые гримасы
Будем гнать, “продвигать” в пролетарские массы?
Ну а если картина дойдет до села,
Не прибавится ль силы в кулацких угрозах:— Братцы, видите? Девок и баб догола Коммунисты разденут в безбожных колхозах!
Словом, после выпуска "Земли" Довженко пришлось не сладко. Но время как всегда расставило все по местам. Его картина осталась в списке лучших немых фильмов всех времён и народов рядом шедеврами Чаплина, Гриффита, Мурнау и оказала влияние на такое количество наших и зарубежных режиссеров, что всех и не упомнишь.

Безутешная невеста Василя
Безутешная невеста Василя

немоекино немое искусство кино старыефильмы #чтопосмотретьвечером интересныефильмы #артхаус