Доставка - главный этап работы интернет-магазинов и значимый инструмент в конкурентной борьбе. Компании стремятся сделать её быстрой, удобной и дешевой. В последние годы в качестве дополнительной характеристики упоминают углеродную нейтральность. Тренд на экологичность добрался и до ритейла. Рассказываем, как компании связывают заботу об окружающей среде с эффективными бизнес-инструментами.
Сокращая расходы маркетплейсы вводят инициативы, которые положительно влияют на экологию. К примеру, летом этого года Ozon запустил автоматическое распределение товаров по региональным складам, чтобы сократить время доставки. Компания планирует завозить большие партии товаров, а не каждый заказ по отдельности. Такой шаг позволит сократить воздействие на природу.
Технологии
Компании, стремящиеся стать лидерами в своем сегменте, стараются первыми внедрить новые технологии, даже если сейчас в этом нет острой необходимости. Служба доставки DPD уже доставила десятки тонн посылок на электромобилях, а «Почта России» совсем недавно презентовала электрогрузовик Drive Electro, который в ближайшем будущем будет возить посылки из сортировочных центров в московские отделения.
Экономия
Более 80% заказов в России доставляются в пункты выдачи и постаматы. Множество заказов отгружаются в одном месте, и не разводятся отдельно каждому покупателю. Кроме этого активно используется доставка с нулевым углеродным следом, которую осуществляют пешие и вело курьеры. В большинстве случаев это относится к срочной доставке продуктов питания и готовой еды. Хотя, скорее всего, при выборе такого типа доставки компании опирались на скорость и снижение расходов. Однако косвенный благоприятный эффект налицо.
Упаковка
Избыточная упаковка - главная претензия в адрес интернет-магазинов и сервисов по доставке еды. До недавнего времени многие компании использовали плотную упаковку товаров и брендированные пакеты, не обращая внимания на жалобы эко активистов.
В феврале 2022 года «Яндекс.Маркет» объявил об отказе от картонных коробок в пользу пластиковых пакетов, что помимо прочего, снизило расходы компании на упаковку. Ozon перестал выдавать бесплатные фирменные пакеты в пунктах выдачи, объяснив это заботой об окружающей среде. Учитывая, что в прошлом году Ozon доставил более 220 млн заказов, отказ от фирменной упаковки для большей части товаров, даст существенную экономию.
Экологичная доставка перестает быть обузой для служб доставки и маркетплейсов. Многие компании готовы к долгосрочным инвестициям. Это судя по всему, только укрепит тренд на экологичность.