Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Терапевту важно порой "обнять себя Яломом", обзор на "Дар психотерапии"

Ялом – представитель экзистенциальной («экзистенция» – существование) психологии, это направление гуманистической психологии, которое ставит во главу угла уникальность каждой отдельной человеческой жизни в противовес классификациям, общим правилам и схемам.

В статье я буду миксовать слова «клиент» и «пациент», так как пациентами называет своих подопечных сам Ялом, а я как психолог-консультант, оперирую словом «клиент».

Книга будет интересна тем, кто:

  • проходит обучение по направлениям практической психологии;
  • уже практикует терапевтическую деятельность;
  • находится в терапии или подумывает о ней.

Что она даст каждому из них?

  • подробную систематизированную информацию о правилах проведения терапии, подкрепленную примерами из практики, описанную одним из преуспевающих и ныне живущих терапевтов;
  • критический взгляд на терапию и ее эффективность, возможность заглянуть «за ширму» практики коллеги и порефлексировать вместе с ним в качестве некоторой формы супервизии;
  • и наконец, не профессионалам поможет понять лучше своего терапевта, самого себя и точно повысит эмоциональный интеллект и уровень эмпатии.
  • Книга построена по принципу: одна глава – один совет психотерапевту. В ней Яром поднимает «85 тем в дополнение к университетской программе».

Что интересного могу я выделить из предложенных советов.

1. Помните, «полностью проанализированный психотерапевт – это миф». Терапевт – это прежде всего человек со своими травмами и отсутствием иммунитета к горю. Я часто слышу обратное: «как она могла развестись, она же психолог» или «ты же ходишь к психологу, почему ты сейчас злишься?». Или вот, прямо из недавнего, врач сказал мне, что симптоматика может быть от стресса, спросил, кем я работаю. Я ответила, что работаю психологом. А он парировал мне, что у психологов не должно быть стресса. Любопытно, подумала я и не стала ему расшифровывать, но вам скажу.

У психолога может быть стресс и он точно есть и будет, психолог просто знает, как с ним справляться. И знает не равно справляется. Диплом «сверхчеловека» не выдаётся вместе с корочкой психолога. Для пациента важно не наделять терапевтов магией Хогвартса, а терапевтам – не забывать о своей человеческой природе и не пренебрегать собственной терапией и супервизией.

2. Если вы терапевт, помните про «здесь и сейчас» и используйте его в терапии. Как терапевт, сообщайте, что вы чувствуете от действий и слов пациента, ведь это то, что скорее всего чувствуют его близкие и это полезное «зерно для мельницы терапии». Не стандартизируйте терапию списком тем и упражнений, будьте в «точке актуальности» пациента и создавайте новую терапию для каждого пациента.

У каждого нашего клиента есть реальная жизнь с множеством разных отношений: детско-родительских, любовных, дружеских, отношений с коллегами и проч. И он (клиент) чаще всего приходит с задачей разобраться в этих отношениях. Однако, они (отношения) происходили «там и тогда», тогда как «здесь и сейчас» происходят отношения между терапевтом и клиентом. И, предполагается, что у клиента существуют устойчивые паттерны (модели) поведения в отношениях. Тогда всё то, что происходит между терапевтом и клиентом в их отношениях в кабинете, чаще всего имеет аналоги в реальной жизни клиента. И обращение терапевта к этим отношениям – это возможность через их проработку исцелить отношения клиента с людьми вне кабинета.

3. Если вы терапевт, то сканируйте в течение всего сеанса, анализируйте, ищите подтекст, читайте между строк. Давайте пациенту обратную связь о сеансах, говорите с ним о смерти, свободе и смысле жизни. Возвращайте пациенту ответственность за его собственную жизнь и не принимайте за него решений.

По практике скажу, что бывает, что клиентов смущает или даже раздражает обсуждение терапевтического процесса и отношений. Клиенту может казаться, что это пустая трата времени, что это что-то вроде метатерапии (терапия о терапии), тогда как клиенту важнее обсудить свои «реальные» ситуации. Это тоже зерно для мельницы терапии. Это всегда можно проинтерпретировать, связать с реальностью клиента. Терапевт может держать двойной фокус внимания: на своих чувствах и процессах, и на процессах клиента. Возможно, это «выталкивающий» клиент с избегающим типом привязанности и сложностями в построении близких отношений.

4. Если вы терапевт, не смотря на усталость от социальных контактов и пресыщение глубокими контактами с пациентами, не пренебрегайте собственными социальными и личными отношениями. Старайтесь не доводить себя до изоляции и ловите на волнах «сомнения» и «мании величия». Цените привилегии профессии. Старайтесь принимать и минимизировать ее риски и сложности.

Важное напоминание для моих коллег. Часто, будучи психологом, мы ловим на себе проекции окружающих. Кто-то ждёт от нас, что мы знаем ответы на все вопросы; кто-то думает, что мы должны улаживать все конфликты в семье; кто-то думает, что мы должны (будто давали «клятву Вильгельма Вундта») оказывать первую психологическую помощь каждому, кто рядом в любой момент времени и из любого состояния.

На эту тему у меня есть любопытная история, история не моя, история – коллеги. Когда-то она собиралась на встречу выпускников, они общались в общем чате, и её одноклассник (уже стоматолог) спросил: «А ты не будешь наши мысли читать?», на что, как мне кажется, она потешно ответила: «А ты не будешь нам зубы сверлить?».

В связи с этим, предлагаю вам «обнять себя Яломом» и напоминать себе о том, что вы тоже человек со своими чувствами и мыслями. И разделять, конечно, работу и жизнь!

Из того, что показалось мне дискуссионным, я бы выделила совет по «самораскрытию терапевта». Ялом считает, что оно позитивно влияет на ход терапии и помогает клиенту быстрее и полнее открыться навстречу открытому терапевту. Не пойму, что именно, но что-то смущает меня в этом совете. С одной стороны, если у терапевта есть ответы на вопросы «зачем я это делаю?» и «как это поможет моему клиенту?» – то это должно быть целительно с большей вероятностью. С другой стороны, это может мешать переносу, который важен в психоаналитической парадигме, да и не только.

А какой подход вы считаете более целительным, когда терапевт говорит вам в ответ: «Да, я тоже не могу говорить дольше 20 минут со своей матерью, …», или вы предпочли бы услышать: «Многие люди имеют сложности в общении со своими взрослыми родителями…»?

За консультацией обращайтесь в ТГ, Инстаграм, личные сообщения.
Обнимайте себя, слушайте, цените и берегите.

Автор: Дорошенко Марина Витальевна
Специалист (психолог)

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru