"Прямо как дома у моей бабушки",- с усмешкой заметил молодой человек в возрасте 30+, составлявший со своей спутницей мне компанию во время прогулки по пустынным залам Елагинского дворца.
"У вашей бабушки есть мебель, отделанная "птичьим глазом" и хрустальная люстра ручной работы?", - невозмутимо поинтересовалась экскурсовод, смутив неудавшегося претендента в потомки дворянских кровей.
Новодел царского уровня
На Елагин остров во время нашей летней поездки в Питер я отправилась и ради Музея художественного стекла и Музея декоративно-прикладного искусства и интерьера XVII-XX веков. Звучало заманчиво и контрастно: тут тебе и творения советских мастеров Ленинградского завода художественного стекла (ЛЗХС), и мебель в исполнении лучших краснодерёвщиков прошлого столетия.
Но, к сожалению, вся оригинальная мебель и интерьеры, выполненные некогда по эскизам архитектора дворца Карла Росси, были утеряны: сначала, после закрытия музея в конце 20-х годов, какая-то часть уникальной коллекции отправилась в собрания других музеев, а подавляющее большинство обстановки и предметов было распродано через печально известный Торгсин и Госторг. Например, гарнитур из опочивальни императрицы Марии Федоровны оказался в одном из словакских замков, гарнитур из Фарфорового кабинета, отделанный шпоном волнистого клена, частично находится в Государственном Эрмитаже, а мебель красного дерева из Малиновой гостиной - в Большом театре Москвы.
Окончательно интерьеры дворца уничтожил пожар, возникший в результате очередного артобстрела зимой 1942 года, и превративший здание в руины. После войны, оценив масштабы разрушения, его даже подумывали снести, но, благодаря настойчивости архитектора-рестовратара Василия Савкова, стали востанавливать из руин.
Ныне дело рук реставраторов, особенно современных, можно в полной мере оценить на первом этаже дворца, год назад открывшего свои двери после очередных восстановительных работ. И немного отдохнуть от золочёных дворцов.
Входной билет на экспозиции первого и второго этажей обойдётся взрослому в 250 рублей. Очередей нет, посетителей в целом, как мне показалось, очень мало.
Интерьеры первого этажа - парадных залов дворца - были полностью воссозданы по сохранившимся эскизам Росси. Кроме обстановки, которую подбирали лишь как приближенную к тому времени.
Примечательно, что при перестройке дворца в 20-е годы ХIХ века, великий зодчий размещал заказы на изготовление убранства интерьеров исключительно на отечественных фабриках и у местных мастеров. Ныне в музее сохранили эту традицию, подобрав в качестве экспонатов исключительно русскую мебель того времени.
Воссоздали резные, богато крашенные двери, обивку стен, восстановили паркет. Чтобы можно было окунуться в интерьер эпохи.
Больше, чем кабинет
А второй этаж полностью отдали интерьерам кабинетов того времени и выставке "Кабинетная история", представляющей типичные кабинеты в стилях историзма и модерна 18-20-х веков.
Например, здесь представлено полностью воссозданное убранство кабинета Александра I, с мебелью, облицованной красным деревом, украшенной золочёными бронзовыми накладками и золочёной резьбой.
В России кабинеты стали получать популярность лишь в конце 18 века, хотя самым первым кабинетом в государстве, как считают историки, в 17 веке обзавёлся царь Алексей Михайлович в Теремном дворце Московского Кремля.
Как и в любом кабинете того времени - а использовались они не только для работы, но и для хранения книг и коллекций предметов- комнаты были условно поделены на две части. Первая, рабочая - с широким письменным столом или небольшим бюро, книжным шкафом или шифоньером.
Вторая предназначалась для отдыха и общения, и обставлялась диванами и креслами, ломберными и шахматными столами.
Если обстановка кабинета какое-то время оставалась примерно одинаковой, хотя позднее они пережили разделение на парадные, личные и рабочие, то внешний вид мебели менялся в зависимости от моды. Так, на рубеже 18 и 19 века в моду вошла мебель в стиле "жакоб" - по имени известного парижского мастера Жоржа Жакоба, который первым начал изготавливать мебель из красного дерева с латунными накладками.
После введённого в России императором Павлом запрета на ввоз мебели из Франции, русские краснодерёвщики довольно быстро освоили изготовление тяжёлой резной мебели в этом стиле, ориентируясь на французские образцы.
В 30-е годы 19 века в моду входит историзм, и это отражается и на обстановке кабинетов. Так, наибольшей популярностью начинает пользоваться стиль "второе роккоко" с его лёгкостью, уютностью и изяществом.
В дворцовых интерьерах в этот период используют мебель с еще более затейливой отделкой, декором из маркетри и золочёными накладками.
В конце 19 века начинает зарождаться стиль модерн, и новые веяния тут же отражаются на обстановке кабинетов. В интерьерах появляются полки и этажерки, заполняющиеся милыми безделушками, в отделке популярностью пользуется рисунок клена "птичий глаз".
Но уже спустя несколько лет лёгкие, затейливые флористические черты модерна стали уступать массивным строгим формам зарождающегося конструктивизма. Сравните этот мужской кабинет в стиле модерн, предметы обстановки которого становятся популярными после 1910 года. От прежней моды здесь остаются разве что резной растительный декор и затейливые основания лам и подсвечников.
Популярным в эпоху историзма было и обращение к стилям готики и ренессанса. Их смесь с модерном привела к появлению гарнитура "Охотничий кабинет" , выполненного по великокняжескому заказу на московской фабрике Павла Шмидта.
Параллельно модерну в начале 20 века популярность набирает неоклассицизм. В моду возвращается мебель из красного дерева и карельской березы, а ее формы и приёмы отделки цитируют мебель начала 19 века.
На этом я и закончу рассказ о выставке мебели в Елагинском дворце. Надеюсь, вам было интересно!
#муз-yul #yul-питер #антиквариат #достопримечательностиспб #мебель #елагиностров #история #интерьер #дворец #музеипетербурга