Найти в Дзене
Дом необычных вещей

Музей ленинградского художественного стекла в Питере: осколки легендарного завода

Будучи в Питере, не могла я не сходить в единственный в городе Музей художественного стекла. Ведь у меня уже собралась небольшая коллекция этих музеев. А питерский - еще и владеет коллекцией легендарного Ленинградского завода художественного стекла (ЛЗХС), с произведениями которого я была знакома довольно поверхностно.

Музей художественного стекла ЦПКиО им. Кирова расположен на Елагин острове, в Оранжерейном корпусе Елагиноостровского дворца. Стоимость билета - 200 рублей.
Музей художественного стекла в Питере небольшой, но очень грамотно спланированный
Музей художественного стекла в Питере небольшой, но очень грамотно спланированный

Историю этого предприятия я вам рассказывала еще в ту пору, когда писала о роскошной выставке "царской" посуды Императорского стеклянного завода, каждый предмет которой был настоящим произведением искусства.

Славные годы Императорского стеклянного завода закончились еще до революции: сначала вместо дорогостоящей эксклюзивной продукции, поставлявшейся к императорскому двору, он был вынужден переключиться на массовое недорогое производство, затем был включён в состав Императорского фарфорового завода, а в его бывших корпусах разместились зеркальные мастерские Петербургского стекольного промышленного общества. Кстати, оно являлось одним из крупнейших производителей витражей в стиле модерн, украшавших в тот период парадные лестницы особняков и общественных зданий города.

После 1917 года предприятие было национализировано и, сменив несколько названий, в 1930 году преобразовалось в Ленинградскую государственную зеркальную фабрику.

-2

В 1940 году по инициативе советского скульптора Веры Мухиной, писателя Алексея Толстого и знатока технологий художественного стекла Николая Качалова на зеркальной фабрике был организован экспериментальный цех художественного стекла, который должен был  разработать промышленные образцы советской стеклянной посуды, современные способы варки и декорирования.

Вазы "Орхидеи", О.Б. Киричек, хрусталь, гравировка, 1984 год
Вазы "Орхидеи", О.Б. Киричек, хрусталь, гравировка, 1984 год

-4

Но уже через год, с начало войны, производство было остановлено, а завод стал выполнять военные и медицинские заказы. Экспериментальная лаборатория возобновила свою работу лишь в 1948 году, и уже через год зеркальная фабрика была преобразована в Завод художественного стекла  (Ленинградский завод художественного стекла и сортовой посуды).

Ваза "Пружина", Б.А. Еремин, 1963 г, хрусталь, цветная нить
Ваза "Пружина", Б.А. Еремин, 1963 г, хрусталь, цветная нить

-6

Мухина и Качалов рассчитывали превратить ЛЗХС в ведущую базу "для насаждения в нашей стране подлинно художественной стекольной промышленности". По их замыслу, завод должен был разрабатывать новые художественные образцы изделий для других стекольных предприятий страны, а та же выпускать по особым заказам небольшие серии эксклюзивной продукции.

-7

-8

Набор "Радость", В. Ефимов, 1975 г, цветной и бесцветный хрусталь
Набор "Радость", В. Ефимов, 1975 г, цветной и бесцветный хрусталь

Если после войны сохранившиеся хрустальные заводы продолжали работать по старым образцам, создавая богато украшенные орнаментами изделия, то мастера ЛЗХС был ближе минимализм, точнее входивший в те времена в моду промышленный дизайн. В котором стекло должно было быть красивым само по себе как материал, а главное внимание уделялось работе над формой изделия.

-10

-11

-12

Вместо традиционной мальцовской огранки и резьбы в виде веток, звёздочек и знаменитых "русских камней" в хрустале, мастера ЛЗХС создали принципиально новый приме гранения. В частности - увеличили грани по отношению к размерам самого изделия.

-13

С 1967 года завод переключился на изготовление исключительно хрустальных изделий.  В 1997 году история завода оборвалась: предприятие закрыли. 7-тысячная коллекция заводского музей лишь чудом спаслась от разорения и продажи, и в 2000 году была передана в Елагиноостровский дворец-музей.

-14

-15

Сервиз "Ожерелье", А. Лаврова, 1971-1972, бесцветный хрусталь, алмазная грань, гравировка
Сервиз "Ожерелье", А. Лаврова, 1971-1972, бесцветный хрусталь, алмазная грань, гравировка

Сервиз "Интеграл", А. Лаврова, 1980, хрусталь, алмазная и широкая грань
Сервиз "Интеграл", А. Лаврова, 1980, хрусталь, алмазная и широкая грань

Сам музей производит приятное впечатление: тот случай, когда хорошо подумали над планировкой, цветом и освещением, чтобы все подчёркивало красоту экспонатов. В центральном зале журчит стеклянный фонтан, созданный художницей Ириной Суворовой.

-18

Однако немного жаль, что здесь собраны лишь произведения советского и современного периодов. Нахватает историзма. И, как ни странно, я не встретила наиболее популярных массовых изделий ЛЗХС, например, ту же вазу "Бочонок" или "Кора".

Наиболее интересным мне показался так называемый "черный" зал. Именно здесь представлены самые яркие работы Мухиной. Например - скульптура "Голова девушки". На самом деле бюст является отливкой по модели головы девушки скульптуры «Рабочий и колхозница» (авторства той же Мухиной), экспонировавшейся на выставке 1937 года в Париже, и переехавшей ВДНХ.

Бюст "Голова девушки" (Ветер), В. Мухина, хрусталь, моллирование, 1957 г.
Бюст "Голова девушки" (Ветер), В. Мухина, хрусталь, моллирование, 1957 г.

Ваза "Астра", более позднее повторение аналогичной вазы хрустального сервиза "Кремлевский", В.Мухина, хрусталь, алмазная грань, 1953 г
Ваза "Астра", более позднее повторение аналогичной вазы хрустального сервиза "Кремлевский", В.Мухина, хрусталь, алмазная грань, 1953 г

Ваза "Репка", В. Мухина, цветное и бесцветное стекло, алмазная грань, 1949 г
Ваза "Репка", В. Мухина, цветное и бесцветное стекло, алмазная грань, 1949 г

Тут же рядом - довольно распространение вазочки молочного стекла с видом на здание Адмиралтейства. Я довольно часто вижу их на Авито по довольно скромной цене.

-22

Туалетный прибор «Подарочный», Б. А. Смирнов, 1949 , стекло бесцветное и цветное, травление
Туалетный прибор «Подарочный», Б. А. Смирнов, 1949 , стекло бесцветное и цветное, травление

-24

-25

Большую часть коллекции составляют предметы из сульфидного стекла и выполненные в технике филигранного стекла: когда в прозрачное стекло вводятся тонкие разноцветные нити, образующие узор. Именно на изготовление филигранного стекла прославились венецианские мастера в 16-17 веке (муранское стекло), была она популярна и в России в 19 века. Позднее же технику возродили на ЛЗХС.

-26

-27

-28

-29

В 60-х в моду вошли комплекты, составленные из предметов разного цвета. Конечно же, с лёгкой руки мастеров ЛЗСХС. Один из вариантов - сувенирные фужеры - тоже нашел место на витрине музея.

 Набор фужеров, А. И. Маева, 1964, хрусталь бесцветный и цветной, гравировка.
Набор фужеров, А. И. Маева, 1964, хрусталь бесцветный и цветной, гравировка.

Однако большая часть коллекции - единичные авторские экземпляры художественного стекла, которые вряд ли могли украсить стенку рядового гражданина. Вне времени, вне моды, вне конкуренции.

-31

 Сосуд с пробкой «Гранат», Ю. Бяков, 1988, хрусталь бесцветный и цветной, алмазная грань, матирование
Сосуд с пробкой «Гранат», Ю. Бяков, 1988, хрусталь бесцветный и цветной, алмазная грань, матирование

-33

-34

-35

Как например знаменитая работа Юрия Бякова «Тройка» - исключительно выставочная работа в виде полой трубки изображением русской тройки, вызвавшая в своё время громкие споры из-за полного отсутствия бытовой пользы.

 «Тройка», Ю. Бяков, 1968, хрусталь, пескоструйная обработка, матирование, дерево
«Тройка», Ю. Бяков, 1968, хрусталь, пескоструйная обработка, матирование, дерево

-37

-38

Блюдо "Виноград", Е. Махалова, стекло бесцветное и цветное, гравировка, 1953 г
Блюдо "Виноград", Е. Махалова, стекло бесцветное и цветное, гравировка, 1953 г

Есть в музее и еще один зал - новых приобретений. Но о нем, пожалуй, расскажу в следующий раз.

#yul-муз #цветноестекло #ретро #посуда #сделановссср #yul-питер #достопримечательностиспб #музеипетербурга