Все мы знаем (или примерно помним), что ошибки бывают орфографические (в буквах) и пунктуационные (в знаках препинания). Орфографию условно можно поместить на один из нижних уровней в изучении языка, потому что она работает с базой – с самим словом. И если мы соединим несколько кирпичиков этой базы, соединим несколько слов, то получим фразу или предложение. И это уже следующие уровни реализации языка, на которых свои сложности.
Пунктуация – все эти запятые, точки, двоеточия, тире, кавычки со скобочками… – тоже наша мать родная, потому что помогает делать паузы на письме и потому что выражает эмоции и шлифует, уточняет интонацию нашего высказывания.
В “Минуте русского” мы будем говорить про ошибки грамматические и речевые, те, которые случаются на уровнях с большим количеством слов и знаков препинания – то есть в предложении и в тексте.
Грамматические ошибки – это неправильное, нелогичное соединение слов внутри предложения, это нарушения в структуре, в форме. Как если бы мы попытались поставить детальку в пазле не на то место: втиснуть её в принципе можно, и при желании даже получится рассмотреть картинку (если не на месте только одна деталька, а не все)), но всё-таки что-то не так. Один из ярких примеров грамматических ошибок – плохое, неправильное сочетание причастия и его существительного:
Дождь хлестал листья деревьев, стоящими за окном.
Логичнее будет: деревьев (каких?) стоящих.
Речевые ошибки – это ошибки на смысловом уровне, когда конфликтуют значения стоящих рядом слов. Можно представить, что над каждым словом парит облако смыслов, и при речевой ошибке эти облака сталкиваются, не выдерживают соседства:
Поэзия Блока поднимается до глубокой нравственной высоты.
Подниматься (если заглянуть в словарь) – это двигаться снизу вверх. Значение этого слова столкнулось со значением слова “вверх”. А ещё сложно представить себе “глубокую высоту”, потому что “глубокий” – это находящийся внутри чего-то. Тут ошибка в духе “я тебе про холодное, ты мне про зелёное”.
В каждой “Минуте русского” мы будем разбирать странные, интересные случаи грамматических и речевых ошибок – те, которые мне попадаются или которые часто можно услышать/прочитать. Это будет происходить достаточно бессистемно)) я предлагаю просто присматриваться к чему-то одному, к отдельному случаю, чтобы потом было легче замечать подобного рода речевые смещения.
#минутарусского