Когда закончилась Вторая Мировая война, братское понимание победивших стран (в частности США и СССР) стало исчезать. Вчерашние союзники в один миг стали врагами, начиналось затяжное противостояние, которое назвали Холодной войной. ВМС и ВВС США начали отправлять к границам СССР самолёты Constellation, которые вели постоянный мониторинг военных передвижений советской армии.
Несмотря на то, что Lockheed Constellation проектировался как гражданский самолёт, наибольшее применение он находил в армии США. Два самолёта этой модели быстро переоборудовали в носитель авиационной системы раннего предупреждения (Airborne Early Warning - AEW). Всего таких самолётов было два, и работали они на огромной высоте, расширяя радиолокационную видимость. Первый полёт WV-1 совершил в 1949 году, а его дальнейшая модификация L-1049 начала работу в 1950 году. Самолёт имел надфюзеляжные и подфюзеляжные обтекатели, улучшенные двигатели, более длинный фюзеляж и дополнительные топливые баки объёмом 2271 литров. В качестве радиолокационной станции использовалась система APS-20B и система измерения высоты APS-45. Все элементы электроники вместе весили 5443 кг, которые обслуживали от 26 до 31 человека. Этот самолёт, получивший обозначение WV-2, мог держаться в воздухе более 24 часов.
Все детали и запчасти самолёт возил с собой. Кроме того, бортовая система могла оценивать мощность и количество нападающих сил и передавать их на боевой самолёт ПВО или на ракетную площадку. Всего было построено 141 самолёт WV-2. Производство только расширялось.
Самолёты вели беспрерывное наблюдение по маршруту Аргентина - Ньюфаундленд - Мериленд. За один день эскадрилья VW-11, WV-13 и WV-15 производила 3 вылета, в любую погоду. Помимо WV-2 на вооружении ВВС США стояли ранние RC-121C, которые были дополнительно приняты на вооружение в 1953 году. Они были очень похожи на VW-2, но не имели концевых топливных баков. На высоте 3000 метров подфюзеляжный радар мог охватить площадь 116541 км2. Как только на смену пришли обновлённые EC-121H и RC-121D, то оставшиеся самолёты были переданы в военно-транспортную авиацию.
Следом появилась новая модификация RC-121D, которая была принята на вооружение в 1954 году. Всего было произведено 72 машины часть из которых была передана в эскадрилью AEW 4701. Самолёт имел дополнительные топливые баки и новые индикаторы обзора РЛС.
Новые самолёты RC-121 и WV-2 были отличным дополнением к береговой линии радиолокационного дозора, которые протянулись от Аляски до Гренландии.
В 1963-1964 годах все имеющиеся самолёты довели до стандарта EC-121H, которые имели на борту дополнительное радилокационное оборудование и оснащались первыми авиационными компьютерами, которые позволяли в режиме реального времени обмениваться информацией с наземной станцией. В 1956 году появляется летающее "блюдце", которое является мощной радиоэлектронной станцией APS-70 диаметром 12,2 метра, расположенная на верхней части хвостового оперения. Однако должного распростренения этот самолёт не получил, так как сократилось финансирование систем ДРЛО. Единственный экземпляр использовался для мониторинга ракет для ВМС США.
В приходом в 1970-х годах Boeing E-3 AWACS с турбовентиляторными двигателями, Constellation стал выводиться из эксплуатации в приграничных эскадрильях. Так и закончилась история первых американских самолётов ДРЛО против СССР.
Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.