Найти тему

Легкий штурмовик IA-63 «Пампа»

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Легкий реактивный штурмовик «Пампа», созданный авиационной промышленностью Аргентины, был не первой машиной такого класса. В 1969 г. в этой стране уже был создан са­молет «Пукара» такого же класса, правда, с турбовинтовыми двигателями. И вот прошло ров­но десять лет, и фирма «FAA» приступила к проектированию нового легкого многоцелевого самолета, способного решать задачи штурмовика, а также выступать в роли учебно-трениро­вочного для подготовки летчиков истребительной авиации. В этой программе принимала участие фирма «Дорнье» из Германии, К началу 1980 г. было разработано семь альтернатив­ных вариантов новой машины, получившей название «Пампа». На следующий год началась постройка трех опытных самолетов и двух планеров для проведения статических испытаний. Для этих прототипов на фирме «Дорнье» изготавливали крыло и хвостовое оперение.

Первый опытный самолет получил обозначение ЕХ-01. Он поднялся в воздух в октябре 1987 г., а в апреле 1988 г. все три прототипа уже проходили летные испытания в бригаде ВВС Аргентины на аэродроме в г. Мендоза. Еще не начались летные испытания, а командование ВВС Аргентины уже заказало серию из 18 самолетов IA 63 «Пампа». Первые самолеты стали поступать на вооружение ВВС в 1995 г.

Созданный самолет стал одним из самых совершенных на тот день учебно-боевых, не ус­тупая по своему техническому уровню машинам ведущих авиационных державах. Поэтому интерес к нему проявили некоторые страны, в том числе Израиль, Канада и Мексика, преж­де всего привлеченные невысокой стоимостью — цена одного самолета составляла всего 3,5 млн долл. Фирма «FAA» уже планировала построить еще 46 самолетов, предназначенных, главным образом, на экспорт. Однако заказы не поступили, и производство самолетов к кон­цу 1996 г. было прекращено.

Легкий самолет «Пампа» участвовал и в конкурсе прототипов перспективного учебно­-тренировочного самолета JPATS для ВВС и ВМС США. С этой целью была создана модифи­кация «Пампа 2000 Интернейшнл», переоборудованная из второго опытного самолета ЕХ-02. Самолет создавался совместно с американскими фирмами «Воут» и «Коралл». По требова­нию ВВС и ВМС США, на самолете был установлен двигатель TFE731-2-2B и новая авиони­ка. 31 августа 1992 г. машина была потеряна во время выполнения показательного полета в Великобритании. Фирма, потеряв самолет, в 1992 г. снова построила еще один такой же и направила его в США для участия в конкурсных испытаниях. Командование ВВС США в но­ябре 1994 г. предпочло швейцарский УТС «Пилатус», и самолет «Пампа 2000 Интернейшнл» оказался невостребованным.

В то время ВМС Аргентины имели в составе флота всего один авианосец, оснащенный палубными штурмовиками «Супер Этандар» французской фирмы «Дассо». Для подготовки морских летчиков на этот авианосец на фирме начались проектные работы над палубным ва­риантом самолета «Пампа». Однако высокая стоимость создания новой модификации приве­ла к прекращению работ. Затем было решено создать единый самолет «Пампа» NG как для ВВС, так и для ВМС в двух вариантах. Первый — как учебно-тренировочный, второй — как легкий штурмовик с более мощным двигателем. Оба самолета предполагалось оснастить са­мым современным бортовым оборудованием, включая спутниковую навигацию и индикатор на лобовом стекле. Работа по единому самолету вскоре была приостановлена из-за экономиче­ского положения Аргентины. На сегодня в ВВС страны на авиабазе Мендоза находятся 13 са­молетов IA 63 «Пампа». Там же в учебно-тренировочной эскадрилье размещены восемь рос­сийских учебных самолетов Су-29.

Самолет «Пампа» выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасполо­женным прямым крылом. В центроплане установлен интегральный топливный бак. Фюзе­ляж — типа полумонокок. По его бокам имеются два воздухозаборника. Двухуровневая кабина с развитым остеклением, разделенная прозрачной перегородкой, обеспечивает хороший об­зор обоим членам экипажа. В хвостовой части самолета находится тормозной парашют. Сило­вая установка состоит из одного двигателя AS TFE731-2-2N тягой 1600 кгс, расположенного в хвостовой части фюзеляжа. Общее количество топлива в самолете 1386 л. На внешних подкрыльевых узлах подвески могут размещаться дополнительные топливные баки емкостью по 415 л.