Цель: изучить связь между бесплодием и риском сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) у обоих полов.
Дизайн: Проспективное исследование.
Некоторые диагнозы, которые могут стать причиной бесплодия, например, СПКЯ, нарушения менструального цикла и эндометриоз у женщин, и варикоцеле у мужчин, имеют общие эндокринологические пути и с сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ). Осложнения, связанные с беременностью, такие как преждевременные роды и преэклампсия, могут чаще встречаться у женщин с бесплодием, чем у фертильных женщин, и тем самым опосредованно повышать риск сердечно-сосудистых заболеваний. Субфертильность и сердечно-сосудистые заболевания имеют общие риски подъема артериального давления, уровня глюкозы или холестерина.
Предыдущие исследования, изучающие связь между бесплодием и риском сердечно-сосудистых заболеваний сделали противоречивые выводы.
Четыре исследования указали на повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний среди женщин с недостаточной фертильностью, в то время как два исследования не обнаружили разницы.
Когортное исследование (MoBa), в рамках норвежской программы «Мать, отец и дитя» , включающее 64 064 женщины и 50 533 мужчины (7 863 женщины и 6 036 мужчин с бесплодием), предполагает повышение риска ССЗ с увеличением времени до беременности у обоих полов.
Материалы и методы:
Исследование проводилась на базе данных Исследования здоровья Тренделага (The HUNT Study). Участники набирались из 4х опросников, проводимые в 1984–1986 гг. (77 212 чел.), опрос HUNT2 в 1995–1997 гг. (65 237 чел.), опрос HUNT3 в 2006–2006 гг. 2008 г. (50 807 чел.) и опрос HUNT4. в 2017–2019 гг. (56 042 чел.). Так как информацию о фертильности собирали только в HUNT2, HUNT3 и HUNT4, то рассматривались только данные группы.
Информация от участников получена с помощью опросников, клинических измерений и биологических образцов. Авторы связали информацию, которую сообщали сами пациенты, с регистрацией в медицинском реестре рождений Норвегии и в больнице.
Если женщины участвовали более чем в одном из трех опросов, авторы использовали самый последний момент времени участия (т.е. возраст), когда исследуемые были моложе 50 лет, или ближайший к тому, если они были старше во все моменты времени. Мужчин напрямую не спрашивали о фертильности, поэтому использовали ту информацию о фертильности, которую предоставили сами женщины. В реестр включались только те партнеры мужчины, от которых была зарегистрирована беременность.
Фертильность
В опроснике HUNT задавался вопрос о попытках забеременеть в течение года. Те, кто отвечал «да», были классифицированы как субфертильные, а те, кто отвечал «нет» - как фертильные. Женщины, которые не имели детей или беременности до прохождения опросника, были исключены из исследования. Женщины, которые были классифицированы как субфертильные, и которые не имели детей или беременностей, были дополнительно классифицированы как бесплодные (таб. 1). Женщин с бесплодием в анамнезе также спрашивали о возрасте, когда возникла беременность. Статус фертильности мужчин был основан на отчете женщин о фертильности или субфертильный.
Сердечно-сосудистые заболевания
Перед включением в HUNT была использована информация о наличие в анамнезе инфарктов/инсультов/стенокардии/ИБС (эти данные были зарегестрированы в больничных записях больничного фонда Nord-Trøndelag).
Характеристики
В исходные фоновые характеристики, которые могут влиять как на бесплодие, так и на сердечно-сосудистые заболевания, включались следующие моменты: возраст на момент участия, год рождения, индекс массы тела (ИМТ), систолическое и диастолическое артериальное давление, диабет, уровень холестерина в сыворотке, курение ( количество и длительность), совместное проживание и уровень образования.
Также, если участники сообщали об использовании лекарств от артериального давления, исследователи добавляли 10 мм рт. систолического и диастолического артериальное давление. Это значение было выбрано на основе ранее опубликованных оценок влияния лекарств на снижение артериального давления.
Информация об использовании препаратов, снижающих уровень холестерина, отсутствовала.
Измерения ИМТ, систолического и диастолического артериального давления и уровень холестерина в сыворотке были взяты обученным медицинским персоналом в рамках исследования HUNT.
Характеристики предоставлены в таблице ниже
Статистический анализ
Кривые Каплана-Мейера показывают кумулятивный риск инсульта, ишемической болезни сердца (ИБС), инфаркта миокарда (ИМ) и стенокардии в зависимости от возраста при субфертильности у (А) женщин и (Б) мужчин. Субфертильность определяется как неспособность забеременеть после 12 месяцев и более при регулярной половой жизни.
Риск инсульта, ишемической болезни сердца (ИБС), инфаркта миокарда (ИМ), стенокардии и любого сердечно-сосудистого заболевания (ССЗ; инсульт или ИБС) у бесплодных (А) женщин и (Б) мужчин.
Модель 1: скорректирована по возрасту
Модель 2: скорректирована по моделю 1 с поправкой на год рождения, стаж курения, совместное проживание и образование.
Модель 3: скорректирована по моделю 2, а также учитан индекс массы тела (ИМТ), систолическое и диастолическое артериальное давление, уровень холестерина в сыворотке и наличие/отсутствие диабета.
Полученные результаты
Всего было включено 31 629 женщин и 17 630 мужчин. Средний возраст на момент окончания наблюдения за любым событием по ССЗ составляло 60 лет для женщин и 59 лет для мужчин.
В общей сложности 17 % женщин и 15 % мужчин страдали бесплодием, а 97,1 % всех женщин забеременели до конца 2019 года. Следовательно, 3% женского населения были бесплодны. Среднее время наблюдения составило 14 лет (диапазон 0,01–24,9 года; стандартное отклонение 9 лет).
Средний возраст начала различных исходов ССЗ для женщин: 75 лет - инсульт, 77 лет - инфаркт миокарда и 71 год - стенокардия. У мужчин инсульт - 69 лет, 72 года - инфаркт миокарда и 73 года стенокардия.
Большинство женщин с бесплодием имели высшее образование, курили и имели сожителя, по сравнению с женщинами, которые никогда не сообщали о бесплодии, хотя различия были незначительные. Тенденция к получению высшего образования была среди субфертильных мужчин.
Результаты показали, что женщины с недостаточной фертильностью имеют повышенный риск некоторых исходов ССЗ. В частности, у женщин с бесплодием в анамнезе был умеренный повышенный риск ишемической болезни сердца, стенокардии и инсульта по сравнению с фертильными женщинами. А также повышенный риск инфакта миокарда, не смотря на малое количество событий. Также стоит заметить, что риск ССЗ у женщин повышался в зависимости от длительности бесплодия.
Связь между фертильностью мужчин и ССЗ была незначительна. Авторы отмечают, что анализы у мужчин имели меньшую мощность, чем у женщин. Так как в предыдущих исследованиях отмечался повышенный риск ССЗ у мужчин с длительным бесплодием, в отличии от мужчин, у которых зачатие произошло в течение первых 3х месяцев.
Эндометриоз и СПКЯ генетически и клинически связаны с бесплодием у женщин. Эндометриоз может увеличить риск ишемической болезни сердца, гиперхолестеринемии и гипертонии у женщин,а также у женщин с СПКЯ. Известно, что такие пациентки имеют худший профиль по риску развития в будущем ССЗ (49). Авторы делают акцент на том, что в данном исследовании не учитывались факторы бесплодия, однако, существует вероятность того, что такие диагнозы или другие основные причины бесплодия могут вызвать как бесплодие, так и сердечно-сосудистые заболевания.
Не смотря на это исследование имеет несколько сильных сторон. Авторы смогли идентифицировать женщин, которые никогда не имели беременность, в связи с чем имеют высокий риск ССЗ. Также авторы проанализировали историю бесплодия, а не только бесплодия, связанного с одной беременностью. В исследовании был широкий возрастной диапазон, а также когорта HUNT включает прямые факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний, такие как артериальное давление, холестерин и ИМТ.
Авторы напоминают, что оценивали фертильность мужчин со слов женщин. Поэтому не могут быть уверены, что данная информация правильно отражала статус фертильности, а также взаимосвязь с развитием ССЗ. Данный вопрос требует дальнейших крупных исследований.