История искусства полна очаровательных женщин-художниц: Артемизия Джентилески, Мэри Кассат, Тарсила ду Амарал, Тамара де Лемпицка... Теперь я хотел бы представить еще одну художницу Эбигейл де Андраде, которая создала прекрасные автопортреты.
Искусство в прошлом было занятием, в котором доминировали мужчины. Женщины часто служили только моделями, а если и создавали произведения искусства, то все равно считались любителями. В Бразилии в 19 веке в Императорскую академию изящных искусств не принимали студенток. Девочкам приходилось обращаться к частным учителям, и все равно их учили делать “декоративные картины”, которые служили просто украшением домов.
Все изменилось в 1840 году, когда Академия приняла работы, сделанные женщинами, на свой главный художественный конкурс и выставку. Однако ни одна из участниц не получила главный приз – золотую медаль. Все изменилось, когда Абигайль де Андраде, молодая художница, представила две свои работы. Ее работы свидетельствуют о реальном положении женщины и художника в бразильском обществе.
Андраде родилась в 1864 году в Вассурасе, небольшом городе в штате Рио-де-Жанейро. Она начала изучать искусство в Лицее искусств и офицеров. Это была альтернативная школа для женщин, которые хотели изучать искусство. В то время как большинство девушек рисовали цветы, натюрморты и декоративные мотивы, интерес Андраде был иным: она изображала жанровые сцены, ситуации из повседневной жизни и автопортреты, что было необычно для женщин того времени. Без официальной академической подготовки Андраде не разрешалось рисовать живую модель, поэтому она использовала себя для практики.
В своем первом автопортрете она подчеркивает уверенность художника в своем собственном ремесле. Обратите внимание, как она сосредоточена на работе, рядом с ней на полу лежит серия бумаг, возможно, исследований и учебников по искусству.
В картине "Уголок моей студии" художница раскроет ряд сложных смыслов. Студия предполагает, что ее владелец не является художником-любителем. На стенах висят картины, скульптуры, копия картины Рафаэля Путти, цветы для натюрмортов и кисти. Это полностью художественное пространство, которое также отражает потребность художницы знать старых мастеров и продолжать изучать искусство.
Обратите внимание, что Андраде поворачивается спиной к наблюдателю. Это не случайный выбор. Она хочет привлечь наше внимание к своей работе, а не к своей внешности. Эта картина прекрасна, потому что она показывает, как Андраде использует свое право выбора быть профессиональным художником.
Эта работа была одной из победителей Салона 1884 года, и не зря. Андраде получила очень положительные отзывы. Но всегда отмечалось, что она женщина, чтобы напомнить ей, что она все еще просто любитель. Картина, однако, рассказывает нам другую историю, поскольку демонстрирует профессиональное отношение и серьезность, с которыми Андраде относилась к своей деятельности. Работы бразильской художницы Абигейл Андраде, несомненно, являются художественным достоянием 19 века. И у нас не должно быть никаких сомнений в том, что она относится к числу тех очаровательных женщин, которых следует запомнить в истории искусства.