Найти тему

Детские истерики: откуда берутся и как справляться – 5 важных уроков от практикующего психолога

«Ты плохая, ты противная, я тебя не люблю!» - кричит ребенок и бьет маму руками, пытается лягнуть ногой. Несколько дней назад в транспорте я наблюдала грустную и поучительную сцену. Своими размышлениями на эту тему решила поделиться с вами сегодня.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Троллейбус. На сидении передо мной сидит молодая мама и мальчик лет пяти. Мальчик смотрит в окно, мама что-то делает в телефоне. Вдруг ребенок видит за окном интересное и тихонько говорит: «Мам!» - и тянет ее за руку.

Мама не замечает, поглощенная экраном. Ребенок зовет ее немного громче и в его голосе уже появляются требовательные и истерические нотки, потому что что-то интересное неумолимо исчезает вдали. Мама отмахивается: «Подожди!».

И буквально секундой позже весь троллейбус наблюдает истерику пятилетнего мальчика и «справедливый» гнев мамы.

Ребенок начинает кричать, плакать и ругаться, взахлеб пытаясь и объяснить, что произошло, и высказать матери обиду на невнимание.

«Я хотел показать тебе… А ты… Ты плохая, ты противная, я тебя не люблю!» - кричит ребенок и бьет маму руками, пытается лягнуть ногой.

Мама хватает его за руки и тоже на повышенных тонах (чуть тише, так как стесняется окружающих): «Прекрати немедленно! Ты как вообще с мамой разговариваешь? Как тебе не стыдно орать на весь троллейбус! Мы с тобой говорили, если будешь себя так вести, то никаких мультиков вечером!»

В ответ несется весьма предсказуемое: «Сама прекрати! Не нужны мне твои мультики, и ты мне не нужна! Я бы к Сережкиной маме ушел, она у него нормальная, она веселая и не орет все время!»

Конечно же, по классике жанра, всегда находятся в троллейбусе сочувствующие маме граждане, которые тоже начинают приставать к ребенку и воспитывать его в этот совершенно не подходящий момент.

Пугают его высадкой из транспорта, вызовом милиционера и просто тем, что заберут его сейчас от мамы, с которой он так плохо обращается.

Закономерным результатом этого безобразия становится выход мамы с сыном на ближайшей остановке, на которой их ждет продолжение истерики и приставания сочувствующих или раздраженных граждан (тех которые: «Мамаша, угомоните ребенка, сколько можно этот ор слушать?!»).

Троллейбус еще какое-то время гудит о современных нравах и неумении воспитывать детей и о том, что в их время все было по-другому.

А я сижу и мне очень жаль ребенка, который в этой сцене мало того, что пострадавшая сторона, так еще и выставлен виноватым.

Ярлыки «невоспитанный», «истерик», «нелюбящий маму» навешаны и начали свою жестокую работу по подрыву самооценки. Здравствуй, несправедливый мир взрослых!

Можно извлечь из этой истории несколько очень важных уроков!

Первый. Для ребенка важно не то, чтобы родители находились рядом. Для него жизненно важно, чтобы его видели, слышали и обращали на него внимание. Таким образом ребенок учится относиться с тем же вниманием к себе самому, впитывает это ощущение – «я ценный, я важный, я заметный, я любимый».

В примере выше, если бы мама услышала сына, посмотрела бы в окно, отреагировала на увиденное, никакой истерики бы не случилось.

Второй. Чаще всего истерики – это единственный способ привлечь к себе внимание и получить желаемое. И речь здесь не о чем-то материальном. Игрушки и вкусняшки – только замена, суррогат, но все-таки это лучше, чем ничего.

В такие моменты дети часто используют слова «плохая», «не люблю», «уйду». Эти слова не стоит воспринимать буквально. Они тоже лишь сигнал об интенсивности эмоции.

Лучшее (и, пожалуй, единственное), что можно сделать, если эмоциональная реакция началась – это признать ее, признать вслух. В моем примере сказать ребенку: «Я понимаю, что ты разозлился, потому что я не услышала тебя и не увидела что-то очень важное, мне жаль…»

Третий. Заставлять «прекратить немедленно», стыдить и пугать наказаниями – только усиливать эмоцию. Даже если ребенок будет стараться прекратить, получаться будет только наоборот.

Это легко можно представить на своем примере: вы злитесь, причем считаете свою злость справедливой, а тот, на кого вы разозлились говорит: «немедленно прекрати злиться»!

Чувствуете, что злость только усиливается? Правильнее было бы сказать ребенку: «Да, когда человек злится, кричать – это нормально».

Четвертый. Необходимо защищать ребенка от излишне сердобольных помощников.

Естественно, это не значит, что мама должна была вступить в перепалку или драку с пассажирами троллейбуса. Вполне достаточно сказать: «Сынок, никого не слушай, просто люди очень боятся слез и сильных эмоций! Никому я тебя не отдам, никого мы не вызовем. Но если тебе трудно перестать кричать, то давай выйдем на улицу, чтобы никому не мешать.»

Выходить после этих слов, скорее всего, не придется. Но если взрослому сложно выдержать натиск толпы сочувствующих, то лучше выйти.

Пятый. В момент сильных эмоций нет никакого смысла взывать к разуму ребенка, к его совести, что-то ему объяснять (мы, взрослые, вообще страдаем многословием в отношении детей). Признать эмоцию, дать успокоиться, обнять или усадить на руки – вот что помогает.

Уже после, когда эмоции будут позади, когда конфликт будет улажен и отношения восстановлены, наступит идеальный момент, чтобы обсудить случившееся.

Поговорить о том, какими способами лучше привлекать внимание, почему так тяжело слышать «я тебя не люблю» и почему несмотря ни на что, он самый лучший и самый правильный ребенок для нас!

А какие методы помогают вам остановить детскую истерику?

Если вам откликнулась статья и не хотите пропустить другие мои публикации, подписывайтесь на канал. И в закрепленных сообщениях (вверху канала) вас ждет специальный пост для подписчиков😉