«В первый день на эмоциях я так детям, пришедшим со школы, и выдала: "Сегодня наш президент начал войну с Украиной! " В ужасе были обе. Как? Зачем? Он с ума сошёл? Я, вот честно, не знала, как им это всё объяснить».
Сегодня в рубрике #обзоррепортажей – материал Наталии Зотовой для Би-би-си о том, что такое введенный в российских школах классный час «Разговоры о важном» и почему некоторые граждане его саботируют.
Напоминаем, один из важнейших признаков манипуляции — несоответствие представленного фактажа идеологическим выводам автора. Другой признак — умолчания, с помощью которых обсуждаемые в материале события теряют исторические и логические основания, становятся как бы подвешенными в воздухе, бессмысленными и необъяснимыми. Точнее объяснимыми только субъективным фактором сумасшествия той или иной личности политического лидера (Иван Грозный, Петр Великий, Сталин и т.д. делали то-то и то-то, потому что сошли с ума, никаких социально-экономических причин нет и быть не может). Такой откровенно антинаучный, но очень простой для обывателя подход автоматически (без анализа и рефлексии) формирует отторжение и неприятие этих событий в пользу тех политических сил, для которых они не выгодны и которые с помощью своих медиа-инструментов создают нарратив «сумасшествия» политических лидеров.
Тему статьи автор подает так: в программе классных часов есть урок об СВО, «целью которого было убедить детей, что российские военные - герои, а в самопровозглашенных ДНР и ЛНР живут "русские люди", которым Россия помогает».
Почему «русские люди» автор пишет в кавычках? Так написано в методичке Минпросвещения? Вряд ли. Кавычки меняют значение на противоположное. Таким образом автор говорит — в ДНР и ЛНР живут не русские люди, а украинцы, что автоматически должно нивелировать как тезис о героизме российских военных, так и тезис о помощи жителям ДНР и ЛНР. При этом почему там живут не русские люди автор не объясняет, это как бы постулат, в который требуется поверить, т.е. манипуляция. Если русских людей в Донбассе нет, то действительно начало СВО кроме как «сумасшествием» президента объяснить никак нельзя.
Вторая и главная манипуляция заключается в том, что (по словам автора статьи), все упоминания об СВО из методичек убрали, т.е. тема исчерпана.
«Теперь в их школе поднимают флаг под российский гимн каждое утро понедельника. От малышей, впрочем, и не требуют приходить. А старшая дочь Марины часто пропускает эту линейку, и пока ее не наказывали».
В американских школах тоже поднимают флаг и поют гимн, однако предосудительно это только в России. Но дело даже не в этом — от малышей приходить не требуется, а старшая дочка пропускает и с ней за это не делают ничего, т.е. в тексте еще одно подтверждение того, что заявленная тема закрыта. Далее Марина говорит, что станет предпринимать ряд действий, если в школе будут обсуждать СВО, «но пока главное, что рассказывают о классных часах ее дети, - что было очень скучно и все спали». Учительница Юлия из Новоалтайска и Татьяна из Удмуртии говорят автору репортажа, что методички Минпросвещения (которых уже нет) — лишь рекомендация и выполнять их многие не собираются и не выполняют в том числе, потому что за эти уроки учителям не доплачивают.
Учителей для репортажа, правда, подобрали таких как надо. Юлия боится, что ее накажут за саботаж необязательных методичек, понимая при этом, что «с юридической точки зрения наказать ее за это будет сложно». По факту же она абсолютно не скрывается и ее никто не наказывает, но бояться и нагнетать для репортажа нужно. Татьяна вообще в истерике: «Ребенок хочет быть в безопасности, ожидает репрессий». Каких репрессий и за что, если из необязательных методичек вообще убрали упоминание СВО?
А вот таких репрессий:
«Еще весной сын Петра (имя изменено), четвероклассник из Иваново, сказал в школе: "Слава Украине!" Дело было на перемене, но учительница все равно услышала, прикрикнула на мальчика, что так говорить он не имеет права, и настроила весь класс против него, рассказывает Петр. Другие дети были готовы чуть ли не драться с ним из-за этих слов. Дошло до разбирательств отца с директором, который все-таки извинился перед Петром. А в дневнике сына Петр написал послание учительнице по-украински: "Если это повторится, я буду добиваться вашего увольнения! Слава Украине! Героям слава! И следуйте за военным кораблем!"»
Давайте оценим ужас репрессий. Ученик выкрикивает в школе запрещенные законом неонацистские лозунги, за что его осуждают дети, а директор вызывает отца на ковер. В итоге извиняется не отец, а директор. Отец же пишет угрозы учительнице, оскорбляет ее, используя те же запрещенные законом неонацистские лозунги. И ничего. Судя из текста, пока пострадали только директор и учительница. Такое впечатление, что события происходят не в Иваново, а во Львове.
Итак, заявленная тема закрыта. Но это никак не влияет на дальнейшее — рассказы о том, как лучшие (просвещенное меньшинство) родители, учителя и ученики борются против пропаганды СВО. Т.е. заявленная тема с необязательными методичками, — лишь предлог для очередного осуждения России за несправедливые военные действия против Украины, которая не дала для них никаких поводов (поводы умалчиваются в нарративе родителей, которые «не понимают», почему это произошло).
«Бабушку и дедушку "конкретно ушибло телевизором", как говорит Марина. Из-за этого ей пришлось объяснять детям, как работает пропаганда» — здесь «глупое» и «ушибленное телевизором» старшее (подразумевается советское) поколение противопоставляется просвещенным современным интернетным людям с неолиберальными и т.н. западными ценностями, которые в отличие от ценностей старшего поколения априори и единственно верны. Это риторика ненависти.
Такую же ненависть продуцирует мама одного из учеников Елена. Дежурный по школе "влепил ребенку замечание" из-за опоздания на урок «Разговоров о важном» (где, как мы выяснили, про СВО говорить совершенно не обязательно, но исключительно на усмотрение учителя), после чего Елена заявила Би-Би-Си:
«Я сильно не люблю учителей: они подтасовывают выборы, берут под козырек в ответ на любую дурацкую инициативу государства, даже не подумав, как это можно обойти».
Доказательства того, что учителя (все) подтасовывают и берут под козырек, приводить, естественно, не надо. Достаточно навесить им ярлык ненависти, рассказывая о своей либеральности в царстве мрачной диктатуры: «Я объясняю детям, что в стране, где царит диктатура, им не повезло: их мать законченный либерал». Наверное «законченный либерал» и должен бросаться ярлыками хейт-спич, но к классическому либерализму с принципом «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать» такая позиция точно не имеет никакого отношения.
Главная манипуляция материала Би-Би-Си хрестоматийна — либеральная демократия (необязательность методичек, возможность учителя самому выбирать тему, отсутствие наказания не только за «саботаж» рекомендаций министерства, но и неонацистские лозунги в школе) называется диктатурой, а лютая диктатура (непримиримое требование одного мнения — осуждающего — касательно СВО, ярлыки ненависти по отношению к стариками и госслужащим, оскорбления людей с другими взглядами) — проявлением либеральной демократии. Воистину фашисты будущего будут называть себя антифашистами. Похоже, это будущее наступило.
ВНИМАНИЕ: Позиция редакции никак не связана с мнением и позицией авторов репортажей из обзоров. Для нас важны не субъективные мнения, а факты и наблюдения с мест событий, по которым можно восстановить цельную картину происходящего.
#репортаж #журналистика #bbc #медиа #спецоперация #россия #украина #путин #разговорыоважном