Найти тему
15,5K подписчиков

Асы советских пикировщиков Пе-2

1,4K прочитали
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Ну, и после разбора модификаций советского пикирующего бомбардировщика Пе-2 – ставший уже традиционным рассказ о некоторых выдающихся летчиках, воевавших на этом самолете. Но начну эту статью с пилота тяжелого истребителя Пе-3…

ОСТАЕВ Алексей Егорович

Ну, и после разбора модификаций советского пикирующего бомбардировщика Пе-2 – ставший уже традиционным рассказ о некоторых выдающихся летчиках, воевавших на этом самолете.-2

Алексей Егорович Остаев (1905-1942) – первый осетин, удостоенный высокого звания Героя Советского Союза. Проходил срочную службу в армии в 1926-1927 гг., в 1931 вернулся в РККА, поступив в летное училище. В качестве командира звена бомбардировщиков СБ участвовал в советско-финской войне зимой 1939-1940 гг.; совершил 30 боевых вылетов. Был тяжело ранен в ногу, однако сбежал из госпиталя и вернулся в полк, где с трудом, но добился разрешения летать на боевые задания. За мужество и героизм, проявленные в боях, в марте 1940 был удостоен звания Героя Советского Союза.

Начало Великой Отечественной войны Алексей Остаев встретил в Белоруссии в должности заместителя командира эскадрильи 208-го бомбардировочного полка; но уже к осени он стал командиром эскадрильи, а в ноябре 1941 возглавил весь свой 208-й БАП. К этому времени его полк, потерявший в боях в Белоруссии все свои СБ, освоил новые двухмоторные истребители Пе-3. Правда, защищая Москву, 208-му БАП приходилось не столько вести воздушные бои, сколько по требованию командования наносить бомбо-штурмовые удары по наступающим немецким войскам. Тем не менее, в перерывах между бомбардировками Пе-3 Остаева довольно успешно прикрывали от вражеских налетов и места выгрузки прибывавших под Москву резервных войск из Сибири и с Дальнего Востока. За достаточно эффективные действия при обороне Москвы полк Остаева получил благодарность от командующего Западным фронтом генерала армии Г.Жукова.

Измотав и обескровив врага, войска Западного фронта 6 декабря 1941 года начали контрнаступление под Москвой. Алексей Остаев лично водил свой полк на поддержку и сопровождение наступающей пехоты. Эскадрильи руководимого им полка наносили удары по вражеским группировкам войск в районах Клина и Солнечногорска, Рузы и Волоколамска, Наро-Фоминска и Калуги. В одной из таких штурмовок Пе-3 Алексея Остаева получил тяжелые повреждения от зенитного огня. Летчик пытался дотянуть машину до аэродрома; но уже на подходе к посадочной полосе истребитель внезапно перестал подчиняться управлению, и рухнул на землю…

ПОЛБИН Иван Семенович

Ну, и после разбора модификаций советского пикирующего бомбардировщика Пе-2 – ставший уже традиционным рассказ о некоторых выдающихся летчиках, воевавших на этом самолете.-3

Иван Полбин (1905–1945) вступил в РККА в 1927 году, а пилотом он стал после окончания авиашколы в 1932 году. В 1939 как командир эскадрильи 150-го СБАП (скоростного бомбардировочного полка) участвовал в боях на Халхин-Голе (за успехи награжден орденом Ленина). Начало Великой Отечественной войны Иван Полбин встретил в должности командира 150-го СБАП; под его руководством полк перебазировался из Читы на Западный фронт и с июля 1941 участвовал в боях против германской армии. В ноябре 1942 подполковник Полбин был удостоен звания Героя Советского Союза за выполнение особого задания: он уничтожил крупный топливный склад. К этой хорошо охраняемой цели советская авиация никак не могла пробиться сквозь зенитные заслоны; Полбин же «просочился» к складу всего двумя самолетами, на которые немецкие зенитчики не обратили особого внимания, и точным бомбовым ударом на пикировании сжег более 700 тонн горючего.

После награждения карьера Полбина развивалась стремительно: в декабре 1942 он стал заместителем начальника инспекции бомбардировочной авиации, в феврале 1943 получил под командование 301-ю бомбардировочную дивизию, а уже в марте 1943 возглавил 1-й бомбардировочный корпус. Под его руководством этот корпус сражался в Курской битве и в битве за Днепр. А затем, уже преобразованный в гвардейский, корпус Полбина активно участвовал в Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Львовско-Сандомирской, Ясско-Кишиневской и Висло-Одерской операциях. Причем получивший генеральское звание Иван Полбин занимался не только штабным планированием действий своих бомбардировщиков, но и сам лично участвовал в боевых вылетах. В одном из таких вылетов гвардии генерал-майор Полбин и погиб. 11 февраля 1945 г при бомбежке вражеских позиций под Бреслау в его Пе-2 попал зенитный снаряд, оторвавший самолету хвост. Спасся только бортстрелок, который успел выпрыгнуть с парашютом (он попал в плен). В апреле 1945 советское правительство посмертно присвоило Ивану Полбину звание Дважды Героя Советского Союза. Всего за время Великой Отечественной войны гвардии генерал-майор Иван Полбин совершил 158 боевых вылетов.

РАКОВ Василий Иванович

Ну, и после разбора модификаций советского пикирующего бомбардировщика Пе-2 – ставший уже традиционным рассказ о некоторых выдающихся летчиках, воевавших на этом самолете.-4

Василий Раков (1909-1996) служил в морской авиации с 1928 года; в качестве командира эскадрильи бомбардировщиков участвовал в советско-финской войне зимой 1939-1940 гг. В феврале 1940 при низкой облачности и сильном снегопаде провел на высоте всего 30 м свою эскадрилью над заснеженным Финским заливом (фактически в слепом полете в белой мгле, с риском врезаться в лед). Внезапно появившись над территорией противника, эскадрилья с «бреющего полета» точным бомбовым ударом разгромила важный вражеский объект. За этот вылет капитан Раков был удостоен звания Героя Советского Союза.

В начале Великой Отечественной войны Василий Иванович воевал на Черном море в должности заместителя командира 3-й особой Севастопольской авиационной группы. В 1942 Раков обучался в Военно-морской академии, а по ее окончании стал командиром 12-го ГБАП КБФ (гвардейского бомбардировочного авиаполка Краснознаменного Балтфлота). Неоднократно подполковник Раков на бомбардировщике Пе-2 лично водил свой полк на задания. В одном из вылетов на подходе к цели самолет Ракова был подбит зенитками, но летчик на одном моторе продолжил атаку; в результате его бомбами и бомбами шедших следом подчиненных был потоплен вражеский корабль. А при возвращении, опасаясь, что сопровождавшие его медленно «ползущую» в небе машину летчики не успеют до наступления темноты вернуться на аэродром и могут «побиться», отдал приказ всем лететь вперед. Сам же только через полтора часа добрался до аэродрома и в полной темноте совершил успешную посадку.

Василий Раков вообще был известен, как заботливый командир, беспокоящийся о своих подопечных. Например, когда экипаж самолета из его полка, не вернувшийся из вылета, сообщил по радио о вынужденной посадке на территории противника, Раков лично отправился за летчиками на связном самолете, и вернул всех троих на свой аэродром.

16 июля 1944 г. гвардии подполковник Раков возглавил операцию по уничтожению в порту Котка финского броненосца береговой обороны «Вяйнемяйнен». После успешного завершения рейда командующий Балтийским флотом адмирал Трибуц подписал представление о награждении Василия Ракова второй «Золотой Звездой» Героя Советского Союза. Правда, впоследствии выяснилось, что потопленный группой Ракова корабль – не «Вяйнемяйнен», а немецкая плавучая батарея ПВО «Ниобе» (бывший голландский крейсер «Гельдерланд»). Тем не менее, эта ошибка не сказалась на награждении: «Ниобе» тоже был крупной и важной целью, даже более опасной для самолетов, чем финский броненосец – как корабль ПВО он был буквально «напичкан» зенитками…

Всего за время Великой Отечественной войны Дважды Герой Советского Союза Василий Иванович Раков совершил свыше 170 боевых вылетов и руководил потоплением 12 вражеских кораблей, в уничтожении которых он принимал непосредственное участие.

КОРЗУНОВ Иван Егорович

Ну, и после разбора модификаций советского пикирующего бомбардировщика Пе-2 – ставший уже традиционным рассказ о некоторых выдающихся летчиках, воевавших на этом самолете.-5

Иван Егорович Корзунов (1915-1966) окончил школу морских летчиков в 1936 г., а начало Великой Отечественной войны он встретил пилотом бомбардировщика Пе-2 в 40-м БАП авиации Черноморского флота. В июле 1941 старший лейтенант Корзунов летал бомбить румынские нефтепромыслы в Плоешти, а в августе – бомбил главную военно-морскую базу Румынии Констанцу; затем он принимал участие в обороне Одессы и Севастополя. В мае 1942 капитан Корзунов стал командиром эскадрильи, с которой в 1942-1943 гг. сражался в битве за Кавказ. К лету 1943 майор Иван Корзунов совершил более 190 боевых вылетов, и за успешное командование эскадрильей и героизм был удостоен звания Героя Советского Союза. В августе 1943-го подполковник Корзунов возглавил свой 40-й БАП ВВС ЧФ. Под его командованием полк к весне 1944 потопил 16 транспортов и 1 танкер, 37 барж и других судов противника, 78 малых кораблей и катеров, сбил в воздухе 6 самолётов; а так же уничтожил большое количество бронетехники и портовых сооружений. Эти успехи сделали Корзунова полковником и командиром авиадивизии – в марте 1944 его назначили командовать 13-й дивизией пикирующих бомбардировщиков ВВС Черноморского флота! Его дивизия отлично действовала в ходе Крымской наступательной операции, и командование ЧФ послало в Москву на Корзунова представление к званию Дважды Героя Советского Союза; однако правительство это представление не утвердило, заменив его награждением орденом Нахимова.

Всего за время участия в войне Иван Егорович Корзунов совершил 254 боевых вылета, приняв личное участие в потоплении 25 вражеских кораблей и судов.

МАЛИН Анатолий Петрович

Ну, и после разбора модификаций советского пикирующего бомбардировщика Пе-2 – ставший уже традиционным рассказ о некоторых выдающихся летчиках, воевавших на этом самолете.-6

Анатолий Петрович Малин (1916-1998) служил в РККА с 1934 г.; был танкистом. В 1938 направлен по спецнабору в авиационное училище, по окончании которого стал летчиком-наблюдателем в бомбардировочной авиации. Во время советско-финской войны зимой 1939-1940 гг. участвовал в 6 боевых вылетах на самолете ДБ-3.

В мае 1940 года Малина перевели в 140-й скоростной бомбардировочный авиаполк, в котором он и воевал всю Великую Отечественную войну. Летом 1941 защищал Белоруссию стрелком-радистом на бомбардировщике СБ; но к осени полк потерял большинство своих самолетов и был отведен на переформирование, где и получил новые бомбардировщики Пе-2. В 1942 Малин вместе с 140-м БАП воевал на Сталинградском фронте; в обороне Сталинграда он участвовал уже в качестве штурмана. В марте 1943 г. 140-й БАП был переброшен на Ленинградский фронт, где он помогал войскам прорывать блокаду Ленинграда, а потом освобождать Ленинградскую, Новгородскую области и Эстонию. В это время старший лейтенант Малин был уже штурманом звена и руководил действиями нескольких самолетов. К осени 1944 зарекомендовавшего себя в боевых вылетах настоящим бомбардиром-снайпером капитана Малина повысили до должности штурмана эскадрильи. До самого конца войны он водил свою эскадрилью в боевые рейды, постоянно точно выводя ее на вражеские объекты. Под руководством Малина его эскадрилья успешно совершила 1.386 боевых самолето-вылетов, нанося врагу серьезный ущерб; сам Анатолий Петрович за время войны только на самолете Пе-2 совершил 182 боевых вылета, из них 26 - на разведку тылов противника. Он и его эскадрилья выполняли задачи по разгрому вражеских танковых колонн, артиллерийских и минометных батарей, глубоко эшелонированных укреплений, уничтожали самолеты противника на его аэродромах. Систематическими налетами нарушали железнодорожные перевозки, наносили разрушительные удары по станциям и железнодорожным узлам противника. И в июне 1945 г. за образцовое выполнение боевых задач, за проявленные отвагу и героизм капитану Анатолию Петровичу Малину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Определитель модификаций советского пикировщика Пе-2 и истребителя Пе-3

Другие статьи канала по теме «Асы 2МВ»:

Великолепная пятерка советских асов-истребителей

Великолепная пятерка советских асов-штурмовиков

Асы 2МВ. Тройка лучших самураев: морская авиация Японии

Асы японского истребителя «Зеро» (2)

2МВ: Тройка лучших асов Великобритании

Лучшие асы Египетской кампании 1940-1942 гг.

Лучшие асы Тунисской кампании 1942-1943 гг.

Лучшие асы Битвы за Англию

Лучшие асы французской кампании 1939-1940 гг.

Первые воздушные асы 2-й мировой войны

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.