Начало 20 века у Японии в целом как-то не задалось. Сначала Русско-Японская война, которую страна хотя и выиграла, но откровенно надорвала все силы. Потом Великое землетрясение Канто 1923 года, полностью разрушившее Токио, Йокогаму и целый ряд поселений поменьше. Общемировая Великая Депрессия 1929 года тоже не обошла Японию стороной. На фоне социальных и экономических проблем в обществе росло недовольство, армейские круги не были исключением.
В начале 30х годов писатель и философ Тэрудзира Кита формулирует программу как мэйк Япония грэйт эгейн, так называемый «План реконструкции». Программа совмещала в себе крайний консерватизм, государственный социализм на грани патернализма и ультранационализм. Японцы - убер аллес, всё западное - плохо, император - хороший, бояре, простите, чиновники - плохие. Программа Киты была очень популярной в среде военных, и собственно "Инцидент 26 февраля" был лишь очередным в длинной цепочке похожих (октябрь и март 1931, май 1932, ноябрь 1934). В этот раз идеями «Реставрации Сёва» (по аналогии с «Реставрацией Мэйдзи», когда была свергнута власть сёгуната, делавшая из императора чисто номинальную фигуру) вдохновился кружок молодых офицеров из 1й пехотной дивизии Императорской армии под руководством капитана Широ Нанаки. Такие вот своеобразные «декабристы наоборот» из Страны Восходящего Солнца. Впрочем, в отличии от своих российских коллег, эти не планировали аутировать на площади, дожидаясь картечи в упор. В планах заговорщиков было вывести под лозунгом «Уважай Императора, свергни злодеев» на улицы Токио солдат, захватить ключевые правительственные здания и ликвидировать ряд чиновников и влиятельных лиц. В число приоритетных целей входил и действующий премьер-министр Японии Окада Кэйсукэ. Слухи о заговоре поползли достаточно быстро, в Генштабе Японии даже приняли решение о переводе 1й дивизии от греха в Маньчжурию, но опоздали.
В 5 утра 26 февраля 1936 года более 1500 солдат под командованием мятежников заняли центр Токио, захватили здания Парламента, Министерства Обороны и Министерства Внутренних дел. Ввиду раннего времени в зданиях почти никого не было и этот этап прошел бескровно. По городу рассыпались «зондер-команды» для ликвидации лиц из проскрипционного списка.
У дома премьер-министра Окады отряд заговорщиков столкнулся с полицейским кордоном, охранявшим резиденцию. В короткой перестрелке 4 полицейских были убиты, но эти несколько минут дали Окаде Кэйсукэ возможность спрятаться внутри дома. Ворвавшись туда, солдаты по ошибке застрелили секретаря, по совместительству зятя Окады, полковника Мацуо Дендзо, приняв того за премьер-министра. Пуля попала полковнику в лицо, затруднив опознание, в результате чего заговорщики покинули дом, уверенные в успешной ликвидации цели. Сам Окада три дня просидел во внутренних комнатах и рискнул покинуть дом только 29 февраля, когда бунт уже был подавлен. К тому времени уже было официально объявлено о его смерти и внезапное «воскрешение» премьер-министра создало в политических кругах неловкую ситуацию. Впрочем, уже в начале марта Окада подал в отставку. То ли сам решил не дожидаться следующих заговорщиков, которые окажутся повнимательнее, то ли его ушли по принципу «что ж ты сука в танке не сгорел».
Что касается самого восстания, то оно провалилось. Из 6 приоритетных целей только двое были убиты и еще двое ранены. До второстепенных целей у заговорщиков просто не дошли руки. После начала мятежа армейская верхушка заняли выжидательную позицию, а вот флотские, политические и экономические круги во главе с императором Хирохито выступили резко против планов заговорщиков. В столице объявили военное положение, в Токийский залив вошли военные корабли, а позиции мятежников были окружены императорской гвардией с приданной артиллерией и бронетехникой. Утром 28 февраля комендант Токио зачитал мятежным солдатам и унтер-офицерам ультиматум от лица императора, где их призывали сложить оружие и вернуться в казармы. В этом случае им гарантировалось прощение. Большинство солдат приняли участие в мятеже только по приказу своих непосредственных командиров. Когда они узнали, что император осуждает их действия, то начали сдаваться. Солдат отправили в казармы под арест. Капитан Широ Нанака покончил жизнь самоубийством, остальные офицеры были помещены в тюрьму строгого режима. Сам инцидент, а также двусмысленная позиция высших армейских кругов послужила основанием для тотальных чисток в Императорской армии. 7 членов высшего военного совета были вынуждены уйти в отставку. 9 из 12 полных генералов к концу апреля были уволены с действительной службы. Сотни других офицеров были уволены, понижены в звании или переведены в части подальше от столицы.
19 августа 1937 года 19 лидеров путча были повешены на площади Ёёги в Токио. Среди них был и Тэрудзира Кита, признанный идеологом и инициатором мятежа. Тем не менее, его идеи сохранят популярность и лягут в основу идеологии Японии во Второй Мировой войне, так называемого «японского фашизма». Окада Кэйсукэ, хотя более не занимал крупных официальных постов, сохранил существенное влияние на политику Японии, во время войны противодействовал крылу милитаристов, в частности способствовал отставке Хидеки Тодзё в 1944 году. Умер 07 октября 1952 года, похоронен в Токио.
Автор - Дима Шуман, #шуманкат