На фоне напряженности холодной войны американцы открыли в Москве национальную выставку, и она стала хитом. Даже Никита Хрущев приезжал на знаменитые кухонные дебаты с Ричардом Никсоном.
Для советских людей споры на кухне — национальное времяпрепровождение: с 1930-х годов политические дебаты запрещены, кроме Коммунистической партии, а публичное выражение любого рода скептицизма или критики в адрес генсека, по меньшей мере, рискованно. Вот почему советские диссиденты часами сидят на своих кухнях в тесном кругу друзей и вполголоса обсуждают вещи, о которых им и в голову не пришло бы сказать где-либо еще.
Никита Хрущев, лидер СССР в 1953-1964 годах, не мог сойти за диссидента, но в 1959 году он вышел на кухню на совершенно новом уровне: ему удалось поспорить с Ричардом Никсоном (тогдашним вице-президентом Дуайта Эйзенхауэра) именно на "Американской кухне" на выставке США в Москве.
В том же году СССР и США в соответствии с двусторонним культурным соглашением, принятым в 1958 году, организовали выставки, демонстрирующие промышленные достижения каждой страны и направленные на содействие взаимопониманию: одну в Нью-Йорке и одну в Москве.
"Советы сосредоточились на демонстрации своего прогресса в науке и технике", — писал Алексей Фоминых в статье, посвященной выставке. Они прибывают в Нью-Йорк с ракетами, космическими спутниками, атомным кораблем и т. д., а американцы идут другим путем.
«В отличие от своих коллег из СССР, центральной темой выставки они сделали американскую повседневность», — отмечает Фоминых. Вместо демонстрации своих военных и космических успехов Информационное агентство США (USIA) и Министерство торговли, в ведении которых находится организация, решили заманить советский народ капиталистическими товарами: блестящими автомобилями, косметикой и пепси-колой.
Лидеры коммунистической партии делают все возможное, чтобы минимизировать идеологический ущерб: они запрещают американцам выставлять антисоветскую литературу или транслировать советско-американские дебаты. Выставка должна быть аполитичной. Американская сторона принимает все требования. Оказалось, что им не нужна была политическая пропаганда, чтобы произвести впечатление на советское общество.
За семь месяцев построили несколько павильонов, в том числе «Золотой купол» по проекту Джорджа Нельсона. «Самое большое впечатление на всех произвел этот купол: его можно увидеть сразу после выхода из метро «Сокольники», это было действительно впечатляюще», — вспоминает часто посещающий выставку искусствовед Владимир Аронов.
Внутри золотого купола установлены семь гигантских экранов, на которых показывают фильм об американской жизни, а также многочисленные научные экспонаты. Среди самых впечатляющих — компьютер IBM RAMAC, запрограммированный на ответы на вопросы об Америке. Но павильоны, в которых показана повседневная жизнь американцев, оказались еще более популярными.
«Американцы руководствовались идеей, что дизайн, который действительно меняет мир, входит в наши дома не через парадный вход, а через кухни, ванные и гаражи», — говорит Владимир Аронов. И так 768 американских брендов представляют свою продукцию — от игрушек до кухонных гарнитуров. Выставка длилась шесть недель и за это время ее посетили 2,7 миллиона человек.
Автомобильная промышленность также Америки пользуется успехом, особенно у мужчин. «Даже полвека спустя выставка запомнилась культурным шоком, вызванным «кадиллаками», «бьюиками» и «линкольнами» с дизайном «детройтского барокко», — пишет сайт Oldtimer.
«Три раза в день модели в русских шубах танцевали рок-н-ролл с молодыми американцами».
А кроме того, каждый посетитель может выпить пепси столько, сколько захочет. Именно тогда москвичи впервые массово попробовали эту капиталистическую газировку.
Даже Никита Хрущев, посещая выставку, пьет пепси и выглядит довольным.
Советский лидер, известный своей любовью к дебатам, находит хорошего конкурента на выставке в лице Ричарда Никсона, который в качестве вице-президента США принимает открытие 25 июля. Эти двое обсуждают достоинства и недостатки советского и американского образа жизни, а Никсон берет Хрущева на экскурсию по выставке и приходит на «типичную американскую кухню». Именно она впоследствии стала причиной появления термина «кухонные дебаты».
Хрущев утверждал, что при всем уважении, выставка не такая впечатляющая, да и советский дизайн достаточно конкурентоспособен. «Ваши американские дома строятся только на 20 лет, чтобы строители могли продать новые дома, когда срок их годности истечет. Мы строим прочно. Мы строим для наших детей и внуков», — сказал он Никсону.
Вице-президент парировал: "Эта выставка призвана вызвать не удивление, а интерес. Разнообразие, право выбора, самое главное, что у нас 1000 строительных компаний строят 1000 разных домов".
Хрущев признал высокое качество американской мебели, автомобилей и быта. При этом он заявил, что, по его мнению, через семь лет СССР "будет на уровне Америки и мы пойдем дальше!"
Дискуссия была весьма бурной, особенно из-за склонности Хрущева к экстравагантным высказываниям. Он использует редкое выражение: «Мы не тратим время зря!» Это выражение, вероятно, чуть не довело переводчика до сердечного приступа. Однако все это время они улыбаются и слишком дружелюбно относятся друг к другу.
Это было всего за три года до Карибского кризиса, но во время выставки никто не думал о войне. «Когда мы уходили с выставки, мы чувствовали, что если мир объединится, он станет лучше для всех нас», — вспоминал Аронов.
К сожалению, этого никогда не произошло, и кто знает, произойдет ли это когда-нибудь.