Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Психология и Православие

Давно собиралась написать об этом. Так как, чем глубже узнаю одну и вторую стороны моей сегодняшней темы, тем яснее вижу их одну общую линию — понимание человеческой природы и любовь к Человеку.

Тема веры у каждого своя. И каждый верит по-своему и называет это тоже по-своему. И отношения с Богом(Вселенной,Космосом) у каждого свои. Я знакома со многими религиями и вероучениями (кому интересно, могу об этом поговорить)), и мой выбор православия осознан. Хотя, для многих, к сожалению, это кондовая и скучная религия, да ещё и «батюшки на мерседесах» раздражают. Вот здесь-то психология и начинается))

Открою секрет: стирать и работать в праздники можно и зеркала завешивать не нужно(это уже магическое мышление, о нём позже))

Начну с того, что Человек создан со свободной волей, в этом и заключается «образ и подобие Божие». И то что мы творим со своей жизнью, это исключительно в зоне нашей ответственности.

Так вот, первое, это любовь к себе. В православии с этого всё и начинается. Это вообще самая эгоистичная религия). Пока ты не помог себе, не сделал всё для себя, как ты можешь помочь другому? Я сейчас имею ввиду моральную составляющую. Про ту, о которой писала в своей статье. Поверни луч на себя, узнай себя, найди себя, не об этом ли постоянно твердят психологи? Об этом говорит и православие: возлюби ближнего, как САМОГО СЕБЯ.

А как возлюбить ближнего, если я себя-то не люблю, и, вообще ,путаю любовь и зависимость?

Здесь выходит тема личных границ, своих и того самого «ближнего».

И следом зависимость от других, от их мнения, оценки. Но, ведь они такие же люди, абсолютно. И это мы сами наделяем их в своих мыслях теми качествами, которых у них и не было никогда. В психологии это называется «зеркальный перенос». Всё, что я вижу в Вас-это моё, всё, что Вы видите во мне-Ваше). Мы все-дети Бога. И на приём ко мне приходит такой же «божий ребёнок», как и я сама.

Не люблю слово «грех» за то, что оно стало заезженным и у людей вызывает отторжение, сразу ставится какой-то блок. В моём понимании- это такое действие, или помысел(то, что очень хотел бы сделать), которое в дальнейшем принесет человеку вред. Вред его психике, здоровью.

Так же и чувство вины- абсолютно деструктивное чувство (оно и в православии считается совсем не от Бога). Альтернатива ему-раскаяние(покаяние), как признание своих ошибок. Затем работа над собой. И сразу приходит на ум притча о блудном сыне. Который промотав наследство, скитался, работал в людях, голодал и, раскаявшись, вернулся домой. И как радостно бежал к нему отец. Это пример безусловной любви.

Вернемся к популярной схеме, о которой я уже писала-Внутренний Ребёнок, Внутренний Родитель. Я сейчас о теме про связь с телом. Когда человек перестает воспринимать реальность бытия через своё тело и гонится только за высокодуховными состояниями. В православии есть такое понятие, как «прелесть». Это когда человек однажды получив духовное наслаждение(благодать) стремиться получить его снова и снова и в последствии, вызывает в себе это состояние искусственно.

Или вот этот лозунг в псевдопсихологии: «Борись с собой, победи себя!» Когда человек не слышит и не чувствует сам себя за навешанными и придуманными ярлыками типа «ничего нестоящий», «слабый» и т.д. У человека начинается депрессия. И он, чтобы почувствовать себя живым, цельным начинает бороться со своим телом, перенося на тело все свои внутренние конфликты. Например, обтирается снегом, тягает немыслимого веса железки. Потому что его Внутренний Родитель принимает своего Внутреннего Ребёнка только нагруженным, взмыленным или идеальным, в общем, «любовь еще заслужить надо».

Грубо говоря, человек переносит на тело свою внутреннюю борьбу, чтобы соединить себя воедино. И когда конфликт теперь снаружи, страдает тело, но внутри у человека полное принятие самого себя.

Все знают, что отшельники носили неудобную одежду и вериги, постились и строго себя ограничивали. Тем самым они достигали полезного эффекта - внутреннего умиротворения, перенося агрессию на свое тело, тем самым освобождая от агрессии свою психику.

Можно любую тему рассмотреть с позиции психологии и позиции православия и они не будут противоречить друг другу, а будут друг друга дополнять. Недаром современные священники активно интересуются психологией, так как работают с людьми. А психологи, уходя в глубь познания человеческой природы, обязательно натыкаются на что-то высшее, неподвластное человеческому разуму.

Автор: Кузьменко Ольга Евгеньевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru