Найти в Дзене
еще одну серию

Мыши кошек не кусают? (рецензия на дораму «Болтун»)

Оглавление

«Вас всех одурачили, кучка идиотов!» – заявляет герой. Пусть зритель принимает это и на свой счет. Долгоиграющая интрига, потеря и обретение личности, недоверие и страх преимущественно в мрачных болотно-зеленых тонах – это все о «Болтуне».

-2

Дорама на тюремную тематику – это однозначно не то, над чем захочется скоротать вечер после работы. Здесь необходимы особое настроение, сосредоточенность и желание разгадать загадку. Перед просмотром могут закономерно возникнуть и ложные представления о вялом развитии сюжета, так как основное действие «Болтуна» разворачивается в изоляции, из чего следует замкнутость и бедность локаций, соответствующая проблематике. Сразу на ум приходит классический французский фильм «Дыра», где герои практически на протяжении двухчасового хронометража только и делали, что готовились к побегу из камеры.

Об интриге

Подобное нельзя применить к динамике в «Болтуне». Главный плюс дорамы (можно сказать, Ли Чон Сок, но мы сейчас о другом – к нему еще вернемся) в интриге, не сбавляющей обороты даже после выхода на экраны половины сезона – более того, к финалу страсти накаляются. К моменту выхода значительной части серий соцсети обуяла волна обсуждений и опросов на тему: «Кто же все-таки и есть "Большая Мышь"?» Это действительно тот случай, когда подозреваешь практически каждого, какое-то время и самого героя.

-3

Благо, создатели «Большой мыши» не повторили твист из «Мыши» с Ли Сын Ги, от второго сюжетного поворота такого типа зрительские сердца бы полегли. При этом сценарист изрядно поиздевался над нами, с каждой серией заставляя подозревать то одного, то другого. Эта игра со зрительским вниманием выстрелила прямо в цель. Главное, на чем сосредоточиваешься все это время, – попытка разгадать загадку.

О героях и персонажах

-4

Второе и, конечно, не менее значимое, – личность того, к кому тянутся нити сюжета, – Пак Чан Хо (Ли Чон Сок). Сериал встречает нас сценами из жизни неудачника, удачливого, пожалуй, только в одном – у него предельно преданная и любящая жена. Попадая во враждебную среду, он должен в сжатые сроки адаптироваться к ней или умереть. Герой дан в развитии, более того, под влиянием внешних обстоятельств претерпевает трансформацию личности. И это его отчасти роднит с легендарным образом Уолтер Уайта из сериала «Во все тяжкие». Что странно, в отличие от последнего изменения в Чан Хо не сломали его мировоззренческий стержень, а только укрепили.

-5

С психологической точки зрения поначалу интересно наблюдать за тем, как человек, которому перекрыли воздух, начинает использовать все свои внутренние резервы, чтобы вдохнуть. Из того, кто в опасности, он превращается в того, кто и есть опасность. Из «Болтуна» в «Большую Мышь». То, какие эмоции выдает Ли Чон Сок, достойно Оскара. Нестандартная для него роль, тем не менее он ее полностью вывез.

-6

Кроме того, есть ряд героев, которые на поверку оказывались далеки от наших начальных представлений, наблюдаем за биполярочкой. На этом фоне все четче выделяется образ до конца гнущей свою линию Ко Ми Хо (Им Юна).

-7

Пусть ее поступки в финале часто непоследовательны и алогичны (вспомним о ее отказе от лечения лейкемии, безумное и отважное вышагивание по месту, где должны были бы находиться спасатели, но никак не она), мы увидели ряд сильных сцен, в которых Юна показала, на что она способна как актриса: 1) когда чуть ли не выцарапала глаза До Ха, это был крик обезумевшей и отчаявшейся женщины; 2) когда она во всем блеске и крутости явилась с бандитами на рыбную ферму.

-8

В целом ярких персонажей дораме не отнимать. Это и антагонист Чхве До Ха (Ким Джу Хон), искусно ведущий себя, подмигивающий и безумствующий; это и Джерри (Квак Дон Ен), свиду милый дурачок (отчасти ход был заимствован из «Винченцо»); это и Большая Мышь, открывать личность которой не станем; это и Кон Джи Хун (Ян Ген Вон), ведущий нервозные диалоги с Чан Хо; можно продолжать и продолжать.

-9

Об отсылках

В «Болтуне» довольно много ярких афористических и метафорических выпадов (хищник – жертва; общественный интерес – чайник и т. д.), разного рода отсылок (из мифологии: Давид и Голиаф; из литературы: мелькает книга А. Дюма «Граф Монте-Кристо» о мести; из кинематографа: вспоминается «Шоу Трумана» и т. д.; из психоанализа: упоминание о К.Г. Юнге).

-10

О финале

Финал не критиковал и не хвалил только ленивый – безразличным он не оставил. Разложим его на художественную и идейно-логическую составляющие. Если говорить о первой, она восхищает, даже не столько финальным решением победы над антагонистом, сколько его исполнением. Оно было неожиданным для зрителя, эффектным и по силе отчаяния неумолимым, говорящим о том, что «мир останется прежним».

-11

Борьба со злодеем его же методами была красивой, так и ощущаешь этот холодный привкус мести.

-12

При этом с идейно-логической точки зрения такой финал не будет оправдан. Начнем с идеи. «Добрая и праведная мышь» провальна задолго до того, как Ко Ми Хо (Им Ю На) ее словесно выражает. То, что происходит вокруг «Большой Мыши», и есть преступный мир, это и есть ОПГ, источник доходов которой – наркоторговля и проституция. Праведность и доброта?

-13

Теперь по логике. Двоечка сценаристу по курсам радиации и облучения. Зачем было проделывать такую трудоемкую работу с подачей в бассейн радиационной воды? Как Мышь и ко будут устранять последствия загрязнения?

Если даже маленькая мышь имеет право на ярость, то что и говорить о большой. Скажем, в «Винченцо» герой боролся против зла методами зла, не скрывая этого. Здесь же довольно лицемерно выходит. Под личиной «доброй и праведной мыши» (по сценарию Чан Хо и сам того не понимал, да и сценаристы, видимо, тоже были не в курсе) скрывается тот же преступник. По идее недотянули и по логике. В остальном это было прекрасно.

___

Делитесь впечатлениями о дораме в комментариях.

-14