Польские археологи (я уже неоднократно рассказывала о том, что у нас в регионе достаточно активно работают различные экспедиции из Польши, у них там есть даже целый отдельный Институт Средиземноморских исследований, который, в частности, у нас в Ливане на многих исторических объектах работали) опубликовали информацию об обнаруженных ими в Судане древних фресках.
Церковь Лагиа-эль-Гааб находится на западном берегу Нила. Раскопки в церкви идут с 2018 года, но работе сильно помешало заболевание, которое нельзя упоминать. Найденным археологами фрескам около 1000 лет.
Сначала археологи из Судана обнаружили само здание церкви. И позднее были найдены фрески. Сначала в экспедиции не было специалистов по реставрации, поэтому, найденные фрески снова засыпали песком и вернулись к работам спустя год уже в расширенном составе.
К сожалению, пока оттуда мало фотографий. Есть только описание одной из фресок (сколько их всего тоже не пишут): на ней изображение юного Иисуса, у которого за спиной стоит другая человеческая фигура, считается, что это его мать - дева Мария. Ученые говорят, что это уникальная композиция. До сих пор этот тип изображения в нубийском искусстве был неизвестен. Также, это подтверждает сильное византийское влияние.
Невозможно с уверенностью определить расположение рук Христа или Девы Марии. Похоже, что Христос благословляет правой рукой, а Божья Матерь поддерживает его или изображена в молитвенной позе. Деву Марию окружают два архангела по бокам от нее, оба одеты в богато украшенные церемониальные одежды. Головы обеих фигур не завершены, их обувь расшита жемчугом.
Пишут, что на стенах также сохранились какие-то греческие надписи.
Судя по описаниям, эта трехнефная церковь была небольшой, всего около 16 метров в длину. Она состояла из главного нефа и двух боковых нефов. Сооружение было построено из высушенного сырцового кирпича и облицовочного слоя из обожженного кирпича. Я поискала в сети фотографии с мест раскопок в Судане, судя по всему, речь идет вот об этой руинке (на фото внизу). Странно, что там вообще через 1000 лет что-то осталось. Тем более, фрески. Видимо, их спас засыпавший их песок.