Завод ГАЗ всегда славился массовым производством грузовой техники. Даже сейчас можно встретить выпущенные еще в начале 60-х ГАЗ-53. Да и ГАЗ-51 совсем недавно тоже еще попадались на глаза. Удивляться тут нечему, техника по-настоящему надежная, плюс огромные тиражи.
Но кроме этих популярных и массовых моделей, существуют в истории Горьковского завода и не очень известные широкой публике грузовики. Вот например ГАЗ-4509. Его выпускали с 1992-го по 1995-й года. Всего было выпущено порядка 28 тысяч таких грузовиков. Был еще выпуск самосвалов для сельскохозяйственных нужд, на этой же базе, но тираж вышел еще меньше.
Внешне кабина ГАЗ-4509 практически полная копия 3307. Хотя пара отличий все же есть. Во-первых, на 4509 отсутствует радиатор, а во-вторых слева из капота выходит воздухозаборник «шноркель» и заходит на крышу кабины.
Сердцем автомобиля являлся шестицилиндровый дизельный мотор ГАЗ 543 с воздушным охлаждением. Делали такие по лицензии германской фирмы Deutz, известной у нас своими самосвалами Magirus-Deutz.
В целом, у движка были определенные минусы. Связано это с тем, что оребрение на цилиндрах достаточно быстро покрывалось грязью вперемешку с маслом и это сразу же отрицательно сказывалось на охлаждении мотора. Особенно от этого страдали цилиндры со стороны кабины. Так что для предотвращения перегрева, за движком следовало внимательно и регулярно ухаживать. Особенно летом при работе в поле.
В холодное время года, эта проблема отпадала, но появлялась другая: масляный радиатор откровенно слабо обогревал кабину. Выходом служила автономная дизельная печка.
Кузов для автомобиля изготавливали на Саранском заводе и его конструкция позволяла опрокидываться в разные стороны. Кстати еще один такой же кузов можно было прицепить в качестве прицепа к гидросистеме.
Самосвал мог перевозить 5 тонн груза. В принципе можно и больше, но это случалось редко, поскольку сельхозпродукция легче чем строительные материалы.
У автомобиля специфический задний мост и отремонтировать его в случае поломки будет очень непросто. Поскольку машина массово не выпускалась, детали на нее вы вряд ли найдете. Проще будет подобрать от чего-то похожего, чем искать оригинал.
В целом автомобиль выпустили в не очень удачное время. Для 90х машина получилась дорогой и мало востребованной. Думаю, появись этот грузовик при Союзе, когда рыночная экономика еще не диктовала свои правила, судьба его сложилась бы иначе.
Если вы эксплуатировали самосвал ГАЗ-4509, поделитесь своим мнением о нем!