Найти тему
Техника времени

Почему самый гигантский трактор СССР так и не попал на поля страны

Посмотрите на этого гиганта. Не правда ли, отдает чем-то футуристическим? Смотришь и сразу вспоминаешь фантастические фильмы, которые смотрел в детстве. Эдакий марсоход. Но на самом деле, это вполне реальная разработка Минского конструкторского бюро. Создавался этот необычный трехколесный трактор, для совершенно прозаических целей. Это сеятель. Правда конструкторское бюро обычно занималось проектировкой военных тягачей, и это видимо сказалось на внешнем виде трактора.

Работа над новой моделью началась в семидесятых. Уже в 1977 году подготовили проектную документацию, а всего через год опытный образец начал испытания в полевых условиях. Трактору дали название МВУ-30. Испытания в Белоруссии он с честью прошел, показав отличные результаты. Необычная компоновка позволила уменьшить давление на почву, что выгодно отличало его от классических тракторов, причем как колесных, так и гусеничных. И это несмотря на то, что в его бункере можно было разместить 7 кубометров посевных материалов. По скоростным показателям трактор, тоже можно сказать ставил рекорды, выдав 50 км/ч. Конкурентов среди аналогов по этому параметру у него просто не было. По крайней мере у нас.

-2
-3

А вот в Америке, был свой похожий трактор - Rickel Big 2500. И здесь конечно можно было бы сказать: ну вот, опять наши не придумали ничего своего, и содрали на западе, но это не совсем так. Оба трактора создавались приблизительно в одно и тоже время. Так что это скорее параллельные разработки. Если что-то и содрали, то идею, и тут еще вопрос кто у кого.

Вы наверное спросите, почему же такой прекрасный трактор мы так и не увидели на полях? А собственно ответ довольно стандартный для Советского Союза. Конструктора технику исправно разрабатывали, готовили, тестировали, обкатывали, устраняли проблемы, а вот когда дело доходило до производства, все наглухо замирало. То требовались денежные вливания для модернизации производственных линий, а государство их не выделяло, то конвейер был занят производством чего-то более важного по мнению руководства, то с комплектующими перебои.

-4

А тут еще два фактора сыграли фатальную для трактора роль. Во-первых, стоил он дороже чем массово используемый в те времена для нужд сельского хозяйства кукурузник АН-2. А во-вторых, изначально трактор делали с прицелом на то, что у него будет стоять дизельный движок ЯМЗ-238, но с ними случились перебои в производстве, и пришлось искать замену. Им стал дизель от Камского завода мощностью в 210 лошадиных сил. Он мало того что был не очень надежным, так еще и мощности его хватало практически впритык.

-5

Но несмотря на все эти проблемы МВУ 30 в производство все же пошел. Правда уже в конце восьмидесятых. Однако, тут уже в государстве начались проблемы пострашнее перебоев с двигателями. Все устоявшиеся десятилетиями связи между поставщиками начали рушиться, а в стране начался кризис на фоне которого дорогой трактор оказался просто никому не нужен. Не помогли даже явные плюсы конструкции. Хотя если уже быть честными, его американский коллега массового выпуска тоже не дождался. Возможно такая конструкция трактора получит продолжение в будущем.

Как считаете, был бы востребован такой трактор в сельхозе?