В конце XIX-го и в начале XX века в Австрии жил и работал человек по имени Зигмунд Фрейд, с именем которого многие ассоциируют создание психоанализа, а кое-кто даже и создание психологии в целом.
Задолго до него в Индии жил и упорно не работал другой человек по имени Сиддхартха Гаутама. Сперва он не работал по причине собственного царского происхождения, а впоследствии — в силу бродяжничества.
Его вклад в психологию в целом, вероятно, следует оценить как куда более значимый.
Подробное обсуждение этого вопроса в рамках отдельной статьи немыслимо, поэтому остановимся лишь на так называемых Четырёх благородных истинах Будды, которые традиционно считаются основой буддистского учения.
***
Третья благородная истина Будды гласит «Существует прекращение страдания».
За зимой приходит лето. После ночи наступает день. Если сейчас половина первого, то через час будет половина второго.
Согласитесь, и это утверждение снова производит впечатление чего-то очевидного, само собою разумеющегося…
Однако опытный психолог понимает, насколько не очевидна третья благородная истина Будды для доброй половины его пациентов, насколько они далеки от её принятия.
Кстати, именно по этой причине — по причине невозможности для себя поверить в прекращение собственного страдания — существенное количество людей до психолога вообще не доходит. Чуть выше мы говорили о том, что люди не приходят к психологу часто потому, что своё страдание вообще не осознают: у них нелады с Первой благородной истиной, гласящей, что «Страдание существует». Ну, а сейчас говорим о другой распространённой причине: о неверии в успех терапии.
Вот женщина спрашивает: «Как заставить себя не хотеть пару? Как убедить себя, что придётся всю жизнь обходиться без отношений?» (тут, понятно, отношения с мужчиной имеются в виду). И даже «Как приучить себя жить без секса?»
Или мужчины это иногда спрашивают. Ну как мужчины… Мальчики. Иногда уже вполне и давно половозрелые. Типа, секса мне всё равно не дадут, не достоин, так что научите, дорогой психолог, жить без него.
О чём в действительности говорят (вернее, хотят сказать) психологу эти люди?..
Об отсутствии у себя коммуникативной компетентности. О своём неумении строить и поддерживать отношения. О предельной неуверенности в себе и неадекватно заниженной самооценке. О своей привычке переоценивать качества и мотивы окружающих людей… О многом.
Всё это — повторяю, всё, — представляет собой не более чем усвоенные поведенческие стереотипы, а иногда и ментальные, мысленные. Человека так научили. Научили бояться. Научили не верить себе и не верить в себя. Не научили общаться. Ему, условно говоря, сломали в детстве и юности «психологические руки». В переносном смысле сломали, психологически. Или «ноги». Иногда, к сожалению, даже «психологический перелом позвоночника» встречается…
И человек привык думать, что так будет всегда.
Он даже верит, что так всегда и было…
Ну, типа, что он вот так и родился со «сломанными ногами» или «руками». Или согнутый пополам родился…
Но нет.
Рождаемся мы все свободными, чистыми и уверенными в своём праве на счастье. А потом старшие товарищи, чаще всего из самых лучших побуждений, но помноженных при этом на собственное ужасающее психологическое невежество, начинают оказывать на юного ангела некое корректирующее влияние. Результатом его, как правило, и становятся в том числе и вот такие внутренние установки: «У меня так всегда было и будет» и даже «Так мне и надо».
Такой человек если и разговаривает с психологом, то как раз примерно по схеме лисы из известной крыловской басни: «Зелен виноград!» Вместо того, чтобы вернуть себе некогда утраченное желание и способность жить, пытаются смириться с тем, что изменить ничего нельзя.
Но изменить можно. Существует прекращение страдания. Более того — существует его облегчение, что во многих случаях уже раскрашивает жизнь человека новыми красками. А главное — уверовав в это, человек приобретает единственно верный вектор мышления.
Какой?
Как говорила одна молодая, но уже довольно умная девушка, «Если ты оказался в ж…, то лучшее, что ты можешь сделать, это не убеждать себя, что тут хорошо, и не гадать, как ты в ней оказался, а постараться понять, как из неё выбраться».
Будда такого не говорил, конечно.
Но общий посыл его Третьей благородной истины примерно тот же…
(продолжение следует)