Найти тему

Что делать учителю с трудным поведением в классе?

Оглавление

В России один миллион учителей, которые обязательно встретятся с детьми в трудной жизненной ситуации.

Что делать, если в классе появился ученик, который срывает уроки и мешает всем вокруг?

Рассказываем в статье, как безопасно остановить трудное поведение и научить ребенка вести себя иначе.

Более 90% учителей сталкивались с трудным поведением учеников в своей практике. Трудности в поведении и обучении детей усложняют, а иногда и полностью блокируют образовательный процесс.

Не принимайте трудное поведение на свой счет

Встреча с проявлениями трудного поведения — серьезное испытание, которое может больно ударить по самооценке учителя. Могут возникнуть мысли: «это моя вина, я сделал/а что-то не так». «если я не могу справиться — я плохой педагог».

Поведение ребенка складывается из множества факторов: ситуация в семье, школьная нагрузка, отношения со сверстниками, и так далее. Безусловно, вы тоже влияете него, но не несете полную ответственность.

Помните, что ребенку тоже трудно

Очень важно знать, что трудное поведение всегда вынужденное, его причина — неумение вести себя иначе.

Если ученик постоянно отвлекается или мешает другим — скорее всего, он просто не может по-другому. Или таким образом неосознанно просит о помощи. Попытайтесь понять мотивы поведения ученика.

Обсудите план

Предложите свою помощь в том, как лучше распределить нагрузку, как уложиться в тайминг выполнения заданий, нужен ли репетитор и так далее.

Предлагайте помощь и ресурсы, но не настаивайте. Отвечайте именно на те просьбы, которые исходят от самого ребенка.

Разберитесь в ситуации

Узнайте о ребенке больше:

  • Кто о нем заботится?
  • Какая обстановка у него дома?
  • Какой стиль воспитания практикуют родители?

Наконец, поговорите с самим учеником и спросите, что он думает о школе и классе, в чем ему трудно, что нравится и не нравится, а что — раздражает.

Попробуйте оценить, как ребенок относится к учебе, что для значат него достижения, успехи и неудачи, чего бы ему хотелось от вас и от класса.

Попробуйте понять, что является стресс-фактором

В психологии существует понятие «стресс-фактор» или «стрессор». Под ним понимают фактор, который вызывает у человека стресс.

Например, часто проблемы в начальных классах связаны со страхом ошибок, оценок и сравнений. Ребенок может реагировать на них по-разному: становиться шумным, раздражительным, закрытым.

Протестное поведение, замкнутость, низкая мотивация связаны и с тем, что ребенку сложно дается задание. Это нормальная ситуация.

Покажите ребенку, что вы на его стороне

Если ученик с девиантным поведением провоцирует вас, реагируйте не на его вызов, а на ту эмоцию, которая может за ним скрываться. Признайте прав ребенка быть рассерженным, расстроенным, растерянным.

После урока предложите разобраться: «Давай подумаем, почему так получилось. Давай разберем, что не так». Разговаривайте и пробуйте понять причину бурных эмоций, это поможет подобрать нужные слова для разговора о происходящем. Ребенку в любом случае важно чувствовать себя услышанным и понятым.

Попросите о помощи родителей и коллег

Если у вас есть гипотеза, почему ребенок проявляет трудности в поведении — объедините усилия с родителями, а при необходимости и со школьным психологом и социальным педагогом. Попробуйте поговорить с каждой из сторон, выработать совместную линию.

Не обвиняйте ребенка, сделайте акцент на том, что все мы разные, сложности могут возникнуть у каждого. Это поможет сформировать нормальное отношение к индивидуальным различиям и сложностям, с которыми все люди сталкиваются

Обложка статьи: Taylor Flowe, Unsplash