Родители очень ждут, когда же ребёнок начнёт разговаривать, и сильно переживают, если ребёнок вовремя не заговорил (хотя часто это «вовремя» не имеет отношения к действительным возрастным нормам, опирается на «а соседская девочка уже стихи рассказывает, а мы только короткие предложения говорим»). Безусловно, речь является важным показателем развития. И контролировать этот процесс стоит. Просто не надо при этом сравнивать детей между собой, нужно просто опираться на возрастные нормы. А как можно развивать речь ребёнка и профилактировать задержку речевого развития? Побуждать малышей и детей дошкольного возраста комментировать картинки и тексты, чтобы вовлечь ребенка в чтение и способствовать диалогу. Это тоже важный момент. Рассматривая картинки, постоянно задавайте вопросы и спрашивайте: «А кто это? А что он делает? А какого цвета у него одежда? А куда он собирается?» и так далее. Делайте то же самое на прогулках. Идёте по улице, комментируйте: «А сейчас мы пойдём с тобой на площадк