Найти в Дзене

Портрет героической российской сестры милосердия и ее нераскрытая тайна.

Нашла весьма интересную и неоднозначную историю о подвиге сестры милосердия в Первую мировую.

Красивая женщина на фотографии - Генриетта Викторовна Сорокина (?? - 1950 гг.).

Известно о ней очень мало, и в основном - по весьма отрывочным рассказам ее дочери, а так же - по сохранившимся воспоминанием участников событий, речь о которых впереди. В частности, мы не знаем ни когда она родилась, ни какой была ее девичья фамилия. Известно, что отец ее был шведом, работал механиком на Балтике, а семья ее родителей жила в Риге.

Девушка была из простой семьи, но получила образование, которое позволило ей самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Так она попала на очень перспективное место - гувернанткой в семью Коншиных.

Чтобы было понимание - это была очень богатая семья российских предпринимателей. Из купеческой династии, которая была известна еще в 17 веке. Семья была большая - то есть там было несколько братьев, их дети, так что у кого именно работала наша героиня я не знаю. Но место было непростое.

Во время пребывания с этой семьей в Калужской губернии, где они владели имением, Генриетта познакомилась с бывшим военным, Николаем Осиповичем Сорокиным. Николай работал управляющим в имении Коншиных. (Другая версия - имение находилось в Серпухове. Третья - дело было вообще в Тульской области, и на конезаводе). Так или иначе - они познакомились, поженились, и в 1906 году у них родилась дочь.

Все у супругов было отлично, пока не началась Первая мировая война. Мужа забрали на фронт, а жена отправилась за ним, предварительно окончив курсы сестер милосердия.

Собственно, в 1914 году и появилась на свет женщина по имени Генриетта Викторовна, которая вошла в историю своим подвигом. До этого даму звали совершенно по-немецки - Августой Карловной. В некоторых источниках написано, что именно в этот период она приняла православие.

Но тут возникает ряд вопросов:
1. как они вообще с мужем венчались, если она не была православной (он - то явно был)
2. каким боком с православием связано имя Генриетта??
странно, что на фото 4 медали, а не 2...
странно, что на фото 4 медали, а не 2...

Далее, с ее слов, записанных позже, дело было так.

Муж ее погиб в августе 1914 года, а она осталась на фронте.

Работала медсестрой в армии российского генерала немецкого происхождения Павла Карловича фон Ренненкампфа (1854-1918 гг.).

Фон Ренненкампф.
Фон Ренненкампф.

Армия эта (1-я армия Северо - Западного фронта), воевала тогда на территории Восточной Пруссии. Во время боя при Сольдау Генриетта, как и положено медсестре, работала на перевязочном пункте.

Неподалеку сражался Шестой Либавский пехотный полк Российской императорской армии. Вдруг она увидела как подстрелили знаменосца полка. Она бросилась к нему, вынесла из - под пуль, но мужчина был тяжело ранен в живот и скончался у нее на руках. Однако перед тем как умереть, он сорвал с древка знамя полка и протянул ей, с просьбой: ...Сестра, спаси знамя!... (Надо заметить, полк в том бою был практически уничтожен)

Тут саму Генриетту ранит в ногу осколком разорвавшегося снаряда (правда, ранение было легкое), и она попадает в плен к немцам. Ну как в плен... Ее, лежащую без сознания, подбирают немецкие санитары, несут в свой госпиталь, делают ей там операцию, вытащив осколок из ноги и далее она лежит в немецком госпитале до тех пор, пока ее, на основании Женевской конвенции, не отправляют домой. И она, через Швецию, возвращается в Россию.

Знамя находится при ней, и она, приехав в Петербург, прямым ходом направляется в Трофейную комиссию при Военно-Походной Его Императорского Величества Канцелярии, где его отдает и рассказывает о своем подвиге.

Сохранились воспоминания свидетеля события К. Гейштор:.

Однажды… дежурный вахмистр, войдя в мой кабинет, доложил, что какая-то сестра милосердия желает говорить с Начальником Канцелярии.
Приказав ввести ее, я увидел перед собой молодую, лет 20 - 21 блондинку, слегка полную, в солдатской шинели и с косынкой на голове, а в правой руке - костыль. Я спросил ее фамилию и часть, а также откуда она приехала в Петроград. С легким иностранным акцентом она ответила, что она сестра милосердия из передового госпиталя Генриетта Сорокина и что она была ранена в боях армии генерала Ренненкампфа...
Сестра сказала: "Отвернитесь на минуту", а когда она нас позвала, мы увидели на нашем большом круглом столе развернутое замечательно красивое знамя. На нем значились юбилейные даты и даты основания 6-го пехотного Либавского полка. Это было его юбилейное знамя…
В первую минуту мы оба опешили и затем Кнорринг спросил: "Скажите нам, как Вам досталось это знамя, и прошу Вас говорить только правду; Вы должны знать, что потеря знамени частью - это смерть ее".

Далее последовала рассказанная ровным голосом история, которую вы уже знаете.

Либавский полк был создан в 1806 году, и я нашла только такой вариант его знамени (как понимаю - начало 19 века):

-4

Что характерно - размер полотнища не маленький.

И сразу у всех возник вопрос, который, как я уверена, возник и у вас - как медсестра исхитрилась это знамя сохранить находясь в немецком госпитале, да еще и попав туда без сознания?

Сама Генриетта объяснила это тем, что она обмотала знамя вокруг груди еще до ранения - сразу, как получила. Ну и поскольку вытащила она его ровно оттуда же (чем и объяснялись ее полнота, и просьба всех отвернуться), уже у меня возник вопрос - а по Петербургу - то она его зачем так тащила? Или она его не снимала с себя прямо с момента ранения? Почему? Потом - то никакой опасности не было...

В общем, ее объяснения смутили не только меня, но и тех, кому она знамя отдала. Конечно, в лоб сказать даме, что ей не верят, после того, как она принесла знамя и призналась в подвиге было неловко, но ей не очень поверили.

Версий возникло несколько.

  • все правда.
  • дама знамя нашла.
  • знамя ей передал уже в госпитале кто - то из офицеров полка.

И возникла еще одна версия... Самая нехорошая, но непроверяемая.

Дело в том что у дамы при себе был револьвер. Он находился в ее пальто, и его заметил офицер, который ей это пальто помогал снимать.

И дама очень хотела пообщаться с императором. То есть она пребывала в полной уверенности, что за такой подвиг Николай Второй ее непременно удостоит личной аудиенции, и несколько раз в беседе, когда ее хвалили и обещали награду, об этом упомянула.

И это, в совокупности с мутным рассказом, родило у офицеров подозрение... О том, что подвига и не было, а дама - немецкий засланный казачок, цель которого - добраться до императора и убить его.

В общем, ее представили сразу к двум Георгиям - 1 и 2 степени, дали отличную награду от имени полка. И не заметили у нее большой радости, но зато она еще раз уточнила - примет ли ее император (ей в этом было отказано под предлогом его разъездов).

Генриетта потом прожила весьма обычной жизнью медсестры, еще раз вышла замуж, но вот вопрос относительно технических деталей ее подвига так и остался нераскрытым. Потом, конечно, было вообще не до нее, и в стране все изменилось, но странности-то имели место быть...

Так и не знаем чем восхищаться - подвигом сестры милосердия, или проницательностью российских военных, которые стали участниками просто чудесной истории со спасенным знаменем.