Болтун - находка для шпиона. Но такой разговорчивый может быть и находкой для дьявола. Если у Бога - это дар, это Он сам, то для врага человека, слово - путь к погибели. Особенно если оно пустое, праздное, не нужное. Как только не называет его Иоанн Лествичник, и седалище тщеславия, и признак неразумия, и «дверь злословия»...
Первое название он аргументирует тем, что пустословящий старается быть в центре внимания, кажется веселым, общительным, но на самом деле, он как пустая бочка громко гремит. И устаешь от такого даже не от его слов, а от духа тщеславия, которым он наполнен. Следующий эпитет в адрес многоглаголания - "признак неразумия" грешит тем, что его хозяин не дорожит словом, оно чаще у него не успевает быть обдуманным, вдумчивым, верным. В то время, речь молчаливого, как правило точная, краткая, взвешенная.
"Дверь злословия" - это прежде потому, что рано или поздно в длинный разговор войдет то или кто, кто станет предметом осуждения. неважно вымышленный, реальный или надуманный. Разговор - как огонь, он нуждается в "дровишках", и как раз ими успешно может стать бессовестный политик, предавший друг, нерадивый христианин, нечестный священник, скупой богач и др. Для такого человек душеполезные темы вызовут скорее скуку, и как раз их начало послужат скорому завершению его начавшейся беседы.
"Руководитель к смехотворству" - тоже еще одно название многословия. Подшутить, проюморить, подхихикнуть, подколоть - эти мелочи вошли даже в стены храмов и монастыре. И ничем хорошим закончится не может. Любой смех - редко когда здоровый, оправданный. Чаще он носит насмешливый характер.
А еще болтун никогда не бывает проводником истины. Чаще всего звучат в разговоре преувелечения, домыслы, предположения, догадки, а значит ложь. Так что такой человек легко, если не обуздает своя язык, станет еще и "слугой лжи".
И что самое интересное и даже опасное, многословие ведет к унынию. И даже депрессия рождается из пустых, казалось бы простых фраз.
Наболтавшийся человек очень часто чувствует себя потом пустым, опустошенным, вроде бы все хорошо, а на сердце плохо. Все потому, что во время болтовни мы выгоняем из себя Духа Святого, и становимся открытой дверью для залета туда падших ангелов. Теряется внутренняя трезвенность, целостность, стремление к молитве.
А еще разговоры приводят к рассеванию внимания. Даже человек, который стремится к общению с Богом, выходит из колеи. Появляется нежелание к молитве, а если и нет, то внимание на ней рассеивается. А началось казалось все с невинной шутки или анекдота..
Казалось бы мелочи, но именно они рождают характер, а то и всего человека. По кирпичику получается, что не храм Божий строем, а хатку, и то покосившуюся, развалившуюся. А всё - через пустую болтовню.
Если слово - это Сам Бог, то если мы начнем говорить,то наши слова в нас облачатся, и стыдно потом может стать за себя, что именно мы из себя представляем.
Вы думаете, почему монахи стараются проводить в молчании? Потому, что знают многословие есть «истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, попрание молитвы». Даже после причастия, ужасно, когда начинается заводится ненужный разговор, который становится в итоге потерей всего, Богом подаренного.
Но все еще можно исправить и все для нас потеряно. Как? Просто начать с привычки поменьше говорить. Запомните, чем больше вы говорите, тем больше у вас возрастают поводы к осуждению, пустословию, неоправданному смехотворству, пошлости. «От многословия не избежишь греха» (Притч. 10:19), – предупреждает премудрый Соломон.
Дар слова - слышите, как красиво. А значит наши слова должны быть сказаны в назидание, утешение, прославление Бога. Не больше.
Слово есть образ мысли и выражение наших чувств. А значит по ним можно узнать наше душевное устроение. Сколько от слов бед. Одно неосторожное слово и в петлю может толкнуть, и горя хлебнуть, и в тюрьму посадить. А может и исцелить, воодушевить, надежду подарить. Так что то инструмент, как любой другой музыкальный. И если мы научимся им пользоваться, то хотя бы за него, если слово свое сможем обуздать, спасет.