Найти тему

Горькая исповедь Воланда

К фильму Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» у меня очень непростое отношение. Не потому, что Бортко. Потому, что фильм. Я искренне верю в то, что есть книги, которые не стоит экранизировать. Почему — зависит от каждой конкретной книги. Единственный персонаж у Бортко, с которым я согласился — Воланд. Блистательному актеру Олегу Басилашвили удалось сыграть именно того «заграничного консультанта», какой всегда представлялся и мне.

В басилашвилевском Воланде главное, как говорил сам артист — «тысячелетнее одиночество, знание всего, что было и будет — и одновременно незнание. Горестная ирония по отношению к людям, которых испортил «квартирный вопрос». Во многом именно этому — людям, которых испортил «квартирный вопрос», попыткам изменить судьбу нашей страны и тому, что «ерунда это все, никогда люди не станут лучше!» (еще одна цитата из рассказа артиста о своем персонаже) — посвящена книга Олега Басилашвили «Палата №26».

У нее очень своеобразная форма. Она кажется мемуарами, но ими не является. Она выглядит как дневниковые записи, но это не они. Она похожа на эмоциональный выкрик, но лишь на первый взгляд. «Палата №26» — это все сразу. А в первую очередь она — длинное, горькое сожаление об упущенных возможностях и вывернутых наизнанку благих намерениях.

От мемуарной прозы в «Палате №26» — множество эпизодов из детства и юности Олега Басилашвили. Причем из детства и юности, прошедших в Москве. Это сегодня знаменитый актер, народный артист СССР — один из самых популярных жителей Санкт-Петербурга, куда его привела театральная судьба. А до 1956 года Басилашвили был москвичом. И воспоминания об этой поре в книге — одни из самых ярких и выпуклых.

Вообще все, что обращено в прошлое, в «Палате №26» выглядит сочно-цветным. Даже если по сути оно — траурно-серое. Просто основной фон повествования — пребывание рассказчика в одноместной палате №26, куда его привела хроническая обструктивная болезнь легких, — равномерно грязно-белый. Такой цвет имел классический советский больничный кафель. На этом фоне любое цветное пятно становится необыкновенно ярким.

Воспоминания Олега Басилашвили о детстве и юности, пусть даже не самые веселые, а порой трагические, все равно окрашены в теплые тона. Куда более холодными и резкими мазками выписаны события конца 1980-х — начала 1990-х годов. Это время, когда актер Басилашвили по предложению тогдашнего руководителя БДТ Кирилла Лаврова стал народным депутатом РСФСР. Период грандиозного тектонического сдвига в истории нашей страны для автора «Палаты №26» стал временем невероятных возможностей, эпохой, которая могла навсегда изменить к лучшему судьбу России. Но не изменила.

Отчего получилось именно так, кто ответственен за правый разворот, почему вместо всеобщей свободы страна оказалась в тисках вседозволенности? У Олега Басилашвили на все эти вопросы есть свои выстраданные ответы. Кому-то они могут не понравится, кто-то увидит в них излишнюю резкость — это личное дело каждого. К «Палате №26» стоит относиться как к исповеди. Она никогда не бывает приятной. Горькой — всегда.

Олег Басилашвили «Палата №26». Издательство «Лимбус пресс», Санкт-Петербург, 2018 год. Цена в «Гиперионе»: 350 рублей.

#книги

#книжный гэндальф

#гиперион

#блог о книгах

#литература