道生一
一生二
二生三
三生万物
По просьбам подписчиков продолжаем этот цикл статей, начало см. тут.
Итак, снова про тайные общества Старого Китая (秘密结社 mìmì jiéshè).
Очень сложные взаимосвязи и особенности тайных обществ конца династии Цин были обусловлены спецификой их организации. В основном выделяют три вида, сегодня речь про второй:
2. Религиозные общества (教门组织 jiàomén zǔzhī) , в научных кругах они именуются как эзотерические секты или народные верования.
Это были подпольные общества, образованные обычно из представителей низшего сословия, которые существуют вне нормальной системы социальной организации. Такие общества рассматривались правителями Китая как «ересь».
Мы помним, что генезис ушу проходил в определенной исторической среде и социальном фоне. Разные народные верования играли жизненно важную роль в формировании разнообразной культуры боевых искусств, а религиозные тайные общества были одним из важных носителей народного наследия боевых искусств. Так как их миссионерская деятельность противоречила идеям правящего класса, то эти общества преследовались как еретические секты (邪教 xiéjiào). Хотя по большей части это была спонтанная социальная организация ради душевного утешения или взаимопомощи в жизни. И что важно в нашей тематики - для самозащиты от насилия. Вакуум государственной власти в регионах, удаленных от хорошо контролируемых и развитых центров, издревле был предпосылкой возникновения различных тайных обществ. Деятельность таких обществ охватывала всю страну, но связанные с практикой боевых искусств были больше всего распространены в северных регионах, в провинциях Хэнань, Шаньдун, Хэбэй. По сути в так называемом «Золотом треугольнике ушу». Все эти религиозные общества были крайне разнородны и с очень сложными взаимоотношениями между собой.
Считается, что среди них "Секта Белого Лотоса" (白莲教 báiliánjiào) была одна из наиболее распространённых. Однако это не совсем так, для цинских чиновников участники любых тайных обществ разделялись на две категории - еретики (邪教 хiéjiào) либо бандиты (土匪 tǔfěi). Глубинные причины возникновения и внутренние различия их не интересовали. В общем, это название было удобным и широко использовалось в бюрократической документации как огульная характеристика любой ереси, потенциально представляющей политическую опасность.
Мы не будем глубоко вдаваться в историю этих обществ, на эту тему давно уже существует множество хороших научных работ, нам в рамках генезиса ушу поздней империи Цин важен один аспект, который такие религиозные общества привнесли в среду народных боевых искусств. Тайные религиозные общества активно использовали мистицизм и колдовство для достижения так называемой «божественной помощи» (神助 shénzhù). У Китая давняя и устоявшаяся традиция шаманизма (巫史传统 wūshǐ chuántǒng), где давно есть концепция высших сил, однако она не целостная и разнородная. Китайская культура за века не сформировала зрелой «национальной веры» (国家信仰 guójiā xìnyǎng), что позволило разнородным мелким народным верованиям с элементами шаманизма, эзотерики и колдовства просуществовать в течении длительного времени, охватывая большие области страны и вовлекая широкие массы населения вплоть до нашего времени.
Также было распространены ответвления от них, такие как Учение восьми триграмм (八卦教 bāguàjiào) и Учение синего лотоса (青莲教 qīngliánjiào). Несмотря на сильные различия этих религиозных сект, повсеместное пересечение с Миром Цзянху создавало для них некоторую общность и схожесть.
История Багуацзяо восходит к периоду правления под девизом Бесчисленные год (萬曆 wànlì, 1573-1619) Минского императора Чжу Ицзюня. Считается, что её основателем или ранним влиятельным лидером был Лю Цзочэнь (? - 1700 г.) из Шаньдуна, а затем семья Лю десятилетиями контролировала жизнедеятельность этой секты. Эта секта в 1772 году была запрещен цинским двором , а затем подверглась жестоким преследованиям после того, как дочерние ответвления организовали восстание в 1813 году под предводительством Линь Цина.
Хотя эта секта происходит от Буддизма Махаяны, её развитие также неотделимо от религии Учения Белого лотоса, впитавшего догмы учения Лоцзяо. В начале династии Цин это Учение было в основном распространено в столичном регионе и в провинциях Чжилу, Шаньдун , Хэнань, Шэньси и других местах, подчеркивая единство трех Учений (三教合一 sānjiào héyī, т.е. буддизма, даосизма и конфуцианства), продвигая практику внутренней алхимии и... сбор денег с верующих.
Основным трактатом секты является книга «Сочинение о передаче Пути пятью женщинами» (五女传道输 Wǔnǚ chuándào shū ), где Лю Цзочэнь представлен как воплощение Будды Майтрейи, просвещающего весь мир. Это сборник даосских техник самосовершенствования для
достижения благословения, преодоления человеческих ограничений и достижения спасения,
а «пять женщин» - это «Пять Бодхисаттв» (观音 guānyīn, 普贤 pǔxián, 白衣 báiyī, 鱼蓝 yúlán, 文殊 wénshū).
В тексте «Пять Бодхисатв» (五位菩萨 wǔ wèi púsà) превращаются в пять крестьянок. Их движения в процессе прядения и ткачества используются для описания процессов движения и изменений изначальной ци, а также для объяснения принципа практики внутренней алхимии - нэйдань. {кто-то наверно уже догадался, о чём идет речь...}
Поскольку эту практику было легко понять изучить, она хорошо подошла для нужд людей из низшего сословия, стремящихся укрепить тело. Поэтому, с момента появления, эта книга рассматривалась не только как миссионерское писание багуацзяо, но также как практическое пособие многими народными тайными сектами.
Нам же важнее, что эта секта впервые стала проповедовать единство военных и гражданских искусств:
文武功法合一
wénwǔ gōng fǎ hé yī
Продолжение следует...
Дм. Моисеев, СПб - 2022