Что делать в такой ситуации? Ничего! Сначала нужно хорошенько подумать.
Внимание! Эта статья не рассчитана на матерых джиперов - владельцев специально подготовленных внедорожников. Как и на грибников, охотников, рыболовов, автомобилистов из глубинки, куда еще не построили нормальную дорогу. Эти водители в советах по преодолению бездорожья вряд ли нуждаются - сами могут научить. Наша сегодняшняя аудитория - водители, которые редко съезжают с асфальта: владельцы кроссоверов, искренне считающие свой автомобиль внедорожником и хозяева обычных легковушек, переоценившие собственные возможности и таланты своего авто.
Что главное в преодолении бездорожья? Огромный дорожный просвет? Блокировки всего и вся? Мощная лебедка? Это все вещи полезные, но не главные. Самое важное - голова водителя и хорошие шины.
Самые опасные для автомобиля грунты - вязкие и скользкие (глина, чернозем) или сыпучие (рыхлый песок). Именно тут нужны специальные внедорожные шины с развитыми грунтозацепами. Там, где обычная дорожная покрышка превратится в скользкий "слик" или беспомощно зароется, зубастые грязевые покрышки, прозванные в народе "мудовыми" (от маркировки Mud-Terrain), будут грести до последнего. Обычная моноприводная машина, обутая в такие шины, да с опытным водителем за рулем покажет чудеса проходимости. А самый совершенный люксовый внедорожник, напичканный современными умными системами для преодоления бездорожья, но укомплектованный достаточно "лысой" резиной для быстрой езды по асфальту, может спасовать перед безобидным на вид препятствием. Увы, грязевые шины мало подходят для повседневной езды. Они шумят на асфальте, быстро изнашиваются, не добавляют машине устойчивости и управляемости. Их регулярное применение на легковых авто и кроссоверах - приговор нежной трансмиссии из-за возросших нагрузок. Есть конечно промежуточные, универсальные варианты шин. Они и на шоссе более-менее приемлемы, и на бездорожье что-то могут. Их можно порекомендовать тем, кто регулярно передвигается по проселкам. Мы же сегодня, как договорились, повествуем для "асфальтовой" аудитории. Поэтому никакой замены шин не предлагаем. А значит, не зря мы поставили первым пунктом голову водителя.
Самый лучший способ вытащить застрявшую машину - не сажать ее. Здесь, как с обгоном: не уверен - не едешь! В случае сомнений лучше пройти подозрительный участок пешком. Испачканная обувь - мелочь по сравнению с тем, во что превратится ваша одежда, если авто придется откапывать. Если вы предусмотрительно запаслись средствами повышения проходимости - браслетами (цепями) на колеса, например - их нужно установить перед сложным участком дороги. Тогда же надо активировать дополнительные внедорожные функции вашего авто, если таковые имеются. Некоторые кроссоверы имеют режим блокировки муфты - обязательно включаем! Трезво оценивайте геометрические возможности своего авто, опасайтесь глубокой колеи, пеньков, камней, поперечных канав. Оторвать бампер, помять порог или повредить что-то важное под днищем авто удивительно просто.
Повторимся: самые опасные грунты - вязкие и сыпучие. Порой бескрайняя грязная лужа преодолевается без проблем, если дно у нее твердое. А небольшая ямка, засыпанная песком или ровный, но мокрый глиняный подъем могут стать непреодолимым препятствием.
Всё старались делать правильно, но машина все же застряла и дальше двигаться не может. Не делаем никаких резких движений, не давим на все педали и не дергаем за все рычаги. И, главное, не занимаемся яростным буксованием - это и для машины вредно и ситуацию только усугубит. Зароетесь еще глубже и положите авто на брюхо... Выходим из автомобиля, пережидаем всплеск эмоций и с холодной головой строим план освобождения из плена.
Если машина не легла днищем на грунт - это хорошо. Можно попытаться выбраться самостоятельно. Мягко, без пробуксовки, в натяг пытаемся тронуться назад. Неплохо срыть земляной валик, в который упирается колесо (или колеса). Поэтому небольшая, но крепкая лопатка в багажнике не будет лишней. Как и помощь пассажиров, готовых подтолкнуть авто.
Выехали? Поздравляем! Если авто продвинулось на несколько метров и снова встало, откатываемся вперед, убираем лопаткой препятствия и снова, без особой пробуксовки, пытаемся выехать назад. Теперь у нас есть возможность немного разогнаться. Вероятно, что в несколько приемов вам удастся выехать на твердый грунт. А вот передергивать передачи с первой на заднюю и буксовать при этом на месте не стоит. Спалите сцепление или, что много хуже, приговорите автомат или вариатор.
Если такой вариант не проходит: ведущее колесо буксует, а автомобиль не движется - придется что-то под колеса подкладывать или просить о помощи пассажиров. Под колесо можно засунуть коврик из салона, ветки, палки, доски, камни - любые подручные материалы. А можно заранее приобрести специально для этого предназначенное устройство, резиновое или пластиковое. Чтобы поставить буксующее колесо на твердую опору, его неплохо бы приподнять. Если машина не завязла в луже по самые пороги, используем штатный домкрат. Чтобы он те тонул в вязком грунте подкладываем припасенный заранее кусок фанеры или доски. Снова расчищаем путь выезда от препятствий и пытаемся выбраться.
Если при этом пассажиры или иные сочувствующие смогут подтолкнуть автомобиль, шансы на освобождение заметно вырастут. Только не нужно упираться в фары, стекла, зеркала, пластиковые детали - можно машину повредить. Хороший вариант - открыть окна и толкать авто за центральную стойку.
Ничего не помогает, автомобиль сидит крепко и возможно даже лежит на брюхе. Лопаты нет, помощников нет, вокруг чистое поле и даже под колеса нечего засунуть. Идем за "трактором"! На деле это может быть внедорожник, грузовик или настоящий трактор. Недоприводное авто одной весовой категории с застрявшим вряд ли сможет помочь. Не удивляйтесь, если отзывчивый водитель грузовика предложит вам стальной трос толщиной в руку. Нужно иметь свой! Причем те, что продаются на заправках и в магазинах запасных частей, порой не отличаются прочностью. Хорошую буксировочную стропу можно приобрести в магазине внедорожных принадлежностей. А где у вашего авто буксирные проушины расположены, знаете? Уже нашли? Теперь попросите водителя тягача действовать мягко, аккуратно, без рывков. Разгоните зрителей от натянутого троса. Удачного вам освобождения из дорожной западни.
Ох, нелегкая это работа, из болота тащить бегемота! К тому же грязная, долгая и нервная. Да еще и чреватая повреждениями любимого автомобиля. Лучше не проехать и не застрять, чем застрять и все равно не проехать. Будьте осторожны на проселочных дорогах.