Найти тему

Остались за кадром. Часть 2

В работах советских фотокорреспондентов тесно переплелись искусство и пропаганда

В 1930–1970-х годах в Магнитогорск нередко приезжали фотохудожники, снискавшие не только всесоюзную, но и мировую известность. Многие из них со временем были признаны классиками отечественного фотоискусства, а их снимки стали свидетельствами огромной силы, повествующими о том, как строилась и развивалась страна. Их нередко упрекали в пафосности, постановочности, излишней героике, но при этом своим умением чётко подмечать детали фотографы рассказывают теперь нам, сегодняшним, правду о том времени.

В первые десятилетия советской власти перед фотографами не стояла задача показать настоящее. Необходимо было показать людям зачатки будущего, подтолкнув к новым трудовым свершениям. Поэтому даже в бытовые сцены советской жизни фотографы добавляли крупицу героизма, а то и не крупицу. Через объективы их фотокамер, как через призму, суровая действительность волшебным образом преображалась – советская реальность выглядела величественной и непобедимой.

Аркадий Шишкин

Фотография молодых строителей, приехавших на Магнитострой, хорошо известна знатокам истории Магнитогорска.

Комсомольцы, приехавшие на строительство Магнитогорского металлургического комбината, 1929 год
Комсомольцы, приехавшие на строительство Магнитогорского металлургического комбината, 1929 год

Но имя фотографа, сделавшего знаменитый снимок, знают единицы. А между тем Аркадий Васильевич Шишкин – автор фото – принадлежит к числу классиков советской фотографии. Родился он в Вятской глубинке в семье столяра. Сельская жизнь впоследствии станет главной темой его фоторепортажей. Первый трактор в деревне, первые коммуны, хлебные обозы, первый съезд колхозников-ударников – эти незамысловатые сюжеты вызывали живейший интерес у публики, и Шишкин старался показать не просто советскую деревню, а её эволюцию, передать читателям радость труда. Фотоделом он увлёкся ещё в детстве. Учился мастерству у вятских фотографов, а после школы поступил в ученики к известному казанскому фотографу-портретисту Рихтеру. Поднабравшись опыта, отправился в Петроград, где устроился в фотоателье копировальщиком. Первую фотостудию открыл в Екатеринбурге. Снимал всё. Со временем Шишкину удалось поэтизировать даже бытовые зарисовки, что отражалось и в названиях фотографий – изящных, подробных, многословных. Несколько фотоочерков он отправил в Москву и вскоре получил не только хорошие отзывы, но и приглашение на работу в издание «Крестьянская газета». Спустя некоторое время его фотоснимки появились в журналах «Селькор», «Прожектор» и «Советское фото». В конце 1920-х годов Шишкин вплотную занялся темой коллективизации, много ездил по колхозам, станицам, сёлам, аулам. Видимо, во время путешествия по Уралу завернул на самую крупную стройку первой пятилетки, где и сделал тот самый снимок с молодыми строителями.

Всю войну Аркадий Шишкин находился на фронте. Главное место в его вещмешке занимал фотоаппарат. Аркадий фотографировал бойцов своей части, солдатский быт, но большая часть военного архива погибла. После демобилизации Шишкин работал фотокорреспондентом в журнале «Крестьянка». Его работы участвовали в крупнейших международных конкурсах, экспонировались в фотосалонах Милана, Дублина, Гааги, Торонто, Гонконга. Поклонники фотографии отмечали, что снимки Аркадия Шишкина отличаются абсолютной документальностью и позволяют ощутить вкус времени.

Всеволод Тарасевич

-3

Будущий классик советской фотографии родился в Самарканде в 1919 году. В восемнадцать лет переехал в Ленинград и поступил в электротехнический институт. В это же время увлёкся фотографией. Первые работы появились в газетах «Смена» и «Ленинградская правда». В 1939 году Тарасевич добровольцем ушёл на Советско-финскую войну. В 1941-м, как фотокорреспондент ТАСС, был командирован на Ленинградский фронт. Всю войну провёл в осаждённом Ленинграде. Фиксировал самые страшные моменты блокады, в составе тройки истребителей вылетал на передовую. Вернувшись в редакцию, бросался обрабатывать материалы, чтобы они как можно скорее попали в газету. В послевоенные годы Всеволод Тарасевич работал фотографом в газете «Вечерний Ленинград», а после переезда в Москву – в журналах «Советский Союз», «Советская женщина» и «Огонёк». Одним из первых стал снимать на цветную плёнку. В 1961 году был приглашён в агентство печати «Новости» – бывшее Совинформбюро, но не переставал сотрудничать с главными отечественными журналами, в том числе с Soviet Life, распространявшимся в США.

К этому времени вкусы читателей заметно изменились, и далеко не все фотографы сумели уловить новые веяния и перестроить мышление. Тарасевичу понадобилось время, чтобы найти новую форму отображения современности. Он стал работать по принципу: фотограф должен предвидеть ситуацию. Мог по несколько часов без перерыва снимать один и тот же сюжет, пока не добивался нужного результата. 1950–1970-е годы стали временем ускоренного научно-технического прогресса и общего подъёма самосознания советского человека – всё это находило отражение в работах знаменитого фотографа. Тарасевич много путешествовал по стране: его можно было увидеть в научных лабораториях и в горячих цехах промышленных предприятий. Он сознательно уходил от строгих канонов советского фоторепортажа. Его снимки изобиловали символами и образами, неожиданными ракурсами и деталями. «В одной точке пересечения должны сходиться как минимум три линии – неповторимость, ситуация и тональность, – тогда кадр будет настоящим», – считал фотограф.

Борис Клипиницер

-5

«Своим» этого фотографа считают в Самарской и Челябинской областях. Первую половину жизни он провёл в Самаре и Оренбурге, в возрасте «слегка за сорок» перебрался на Южный Урал, где сумел добиться известности и признания. Работы Клипиницера получили не только региональное и всесоюзное, но и международное признание, чему способствовали многочисленные фотовыставки.

Родился будущий мэтр южноуральской фотожурналистики в 1928 году в Самаре, в семье поэта и журналиста Михаила Клипиницера. В 1950 году окончил литфак Оренбургского педагогического института. После службы в армии был утверждён фотокорреспондентом ТАСС по Оренбургской области в связи с началом освоения целины. В 1968-м был переведён в Челябинск. С этого времени Клипиницер – участник всех знаковых событий на Южном Урале. Говорят, что снимать спорт так, как это делал Клипиницер, не мог никто. Золотая медаль всемирной выставки «Спорт – посол мира», которой в 1975 году были удостоены работы именитого фотографа, отличное тому подтверждение. Но люди, знавшие фотографа близко, утверждали, что любой сюжет или подмеченный острым глазом кадр превращался в шедевр.

По материалам журналиста и фотографа Клипиницера были созданы фотоальбомы – «Подвиг на целине», «Челябинский металлургический завод», «Магнитка: сталь и люди», издано более тридцати комплектов цветных открыток с видами городов СССР – советская альтернатива нынешним соцсетям. В этот список вошёл и Магнитогорск. На снимках Бориса Клипиницера металлургическая Магнитка выглядит величественной, просторной и динамичной.

Подготовила : Елена Брызгалина

Фото: Из открытых интернет-источников